• Мы в соц сетях:

Конституция: что нового для премьер-министра и правительства

 По пришествию 6 лет развития по ныне действующей Конституции оказалось, что она имеет свои недостатки и изъяны, а также противоречия, которые необходимо устранить. В настоящее время некоторые силы относятся с непониманием к инициативе о внесении изменений в Конституцию. По утверждению авторов изменений, они позволят установить баланс власти и воспрепятствовать откату к прежним временам кланового правления и узурпации власти одним человеком.

27 июля 2016 года депутаты парламента от фракции СДПК, «Республика - Ата Журт», «Онугуу-Прогресс» и «Кыргызстан» выступили с инициативой введения изменений и поправок в Конституцию страны. По словам инициаторов поправок, изменения затронут в первую очередь правительство и судебную систему.


29 июля на сайте жогорку кенеша были обнародованы законопроекты о проведении референдума и внесении изменений в Основной закон Кыргызстана. Общественные обсуждения поправок в Основной закон КР дважды продлевались и теперь еще не ясно, какой же текст поправок к Конституции будет вынесен на референдум, если он будет проведен в текущем году.


Согласно предлагаемым в последней редакции поправкам, полномочия премьер-министра и правительства, которые прописаны в действующей редакции Конституции, с учетом предложений и замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения и поддержанных Президентом страны, претерпели небольшие изменения.


После общественных обсуждений в новой редакции поправок к Конституции было предложено оставить статью, затрагивающую функции правительства в том виде, в котором она прописана в действующем Основном законе. Кроме того, было предложено оставить в первозданном виде принятие постановления о недоверии правительству не 2/3 депутатов, а большинством голосов. Это было предложено из соображений безопасности, поскольку теперь правительство не будет иметь возможности ставить вопрос о недоверии без какого-либо на то основания и решать вопросы, которые требуют более детального изучения в составе депутатской комиссии.


Предложено также не давать премьер-министру возможности ставить перед парламентом более двух раз в год вопрос о доверии правительству. Данная норма сохранит за парламентом главенствующую роль в принятии важных решений, которые могут возникнуть перед государством и привести к критическому результату. Таким образом, функции премьер-министра вновь остаются прежними.


Далее в ходе общественных обсуждений было предложено закрепить за правительством право только после согласия правительства и определения правительством источника финансирования принимать Жогорку Кенешем проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, либо влекущие уменьшение его доходной части. Данное нововведение позволит правительству снизить нагрузку на бюджет и эффективнее исполнять принимаемые законы, а также избегать принятие законов, урезающих доходную часть бюджета государства.


Примечательным является и то, что остается норма, согласно которой по обращению премьер-министра будут возвращаться Законы о республиканском бюджете и налогах, подлежащие обязательному подписанию главой государства.


Остаются неизменными предложенные поправки, касающиеся ухода правительства в отставку со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва. В действующей Конституции такой нормы не было, и вносимые поправки дадут возможность придерживаться истинной демократии парламентского правления, как это обеспечивается многие века в Англии, Японии либо в Германии.


Общественные обсуждения показали также необходимость внесения поправок в Основной закон, которые дают право премьер-министру освобождать членов правительства, кроме глав служб нацбезопасности и обороны, своим решением, если глава государства в течение 5 дней не принял такое решения. Также предложено дать премьер-министру возможность внести в течение 5 дней в ЖК КР кандидатуру на освободившуюся должность в правительстве, а если президент не утверждает предложенную кандидатуру в течение 3 дней, то предложенная кандидатура автоматически считается назначенной. Уточнение по вносимым и освобождаемым кандидатам в значительной степени упрощают процедуру назначения премьером, а также дает большую мобильность в решении кадровых вопросов и мобильности правительству.


Остается ранее предложенная норма, благодаря которой премьер сможет назначать и освобождать глав местных государственных администраций, что будет способствовать улучшению эффективности правительства на местах, его мобильности и устойчивому следованию единого курса правительства. Подобная норма позволит также снизить коррупционные элементы, а также упразднить трайбализм в системе государственной власти.


Стоит обратить внимание на то, что доработанные поправки по внесению изменений в Основной закон оставляют в силе норму, касающуюся возможности главы правительства сохранить за собой депутатский мандат и право голосования на пленарных заседаниях парламента. Если в предыдущий раз предлагали наделить этим правом вице-премьер-министров, а их целых три человека в правительстве, то в доработанной версии поправок предложено оставить такое право только первому вице-премьер-министру. Кроме того, после отставки, освобождения от должности и прекращения исполнения обязанностей премьер-министра или первого вице-премьер-министра депутат парламента может рассчитывать на восстановление своих депутатских полномочий в полном объеме. Это, как было отмечено экспертами, будет способствовать эффективной работе парламентариев и членов правительства.


Резюмируя, можно сказать, что все перечисленные выше поправки дают возможность понять, что полномочия премьера дополнены необходимыми правами, которые позволят достичь, хоть и частично, баланса власти, о котором не раз было сказано президентом КР Алмазбеком Атамбаевым.