• Мы в соц сетях:

Сможет ли КР приспособиться к самостоятельной жизни в ЕАЭС?

В Бишкеке состоялся круглый стол на тему: «Готовность Кыргызстана к новым экономическим реалиям: льготный период КР в ЕАЭС завершен».

Участники мероприятия в лице представителей правительства, отечественных предпринимателей и экспертов детально проанализировали нынешнюю ситуацию.

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы выступлений экспертов.

Джумакадыр Акенеев, экономист:

«В текущем году председательствование в ЕАЭС перешло Кыргызстану. В связи с этим на нашу республику возложен большой груз ответственности в вопросах дальнейшего функционирования и развития евразийской площадки в свете решения в законодательном, экономическом и, в определенной части, политическом плане вопросов, актуальных не только для КР, но и для всех участниц Евразийского Союза. Завершение льготного (переходного) периода пребывания КР в ЕАЭС, ставит перед Кыргызстаном торпедированное решение проблем в части таможенной, тарифной и других сфер».



Олег Панкратов вице-премьер-министр КР:

«Переговорный процесс начался в тот момент, когда у КР еще оставались сомнения и длился он достаточно долго. У нас мелкотоварное производство, крупная промышленность была развалена после распада СССР. Т.е. риски были. Однако при принятии решения, мы выбирали из двух зол. И остановились на меньшей. Мы одними из первых стали участниками ВТО и дали доступ на наш рынок большому объему товаров по очень низким ставкам. На этой волне расцвел Дордой и швейный бизнес. Это, конечно, дало положительный эффект на экономику, но в то же время требовало все наши ресурсы. Такая ситуация вечно продолжатся не могла. Помимо этого, страна стала очень сильно испытывать переизбыток рабочих рук. И в результате мы превратились в экспортера рабочей силы. Мигранты, естественно, искали места, где можно найти доход. Таким местом, в первую очередь, оказалась Россия. Впоследствии рынок труда начал уходить в теневой сектор, а кыргызстанцы стали массово принимать российское гражданство. Перед КР возникли проблемы, в том числе и угроза для безопасности. К тому же Таможенный союз создал и технический барьер. Т. е. наши предприниматели обязаны были соблюдать все требования, вне зависимости от того вступила бы страна в союз или нет. Поэтому необходимо было в ускоренном формате принимать решение».

Напомнив предтечи вступления Кыргызстана в ЕАЭС, вице-премьер-министр обратил внимание присутствующих на положительные результаты.

«Что мы получили? Наши трудовые мигранты ощутили хороший эффект. Многие процедуры, к примеру, устройство на работу или нахождение в стране-участнице экономического союза, были упрощены. Трудящиеся вышли из тени и начали трудоустраиваться в уже более цивилизованных секторах. Статистика подтверждает, что кыргызстанцы сейчас находятся в более привилегированном положении, чем мигранты из соседних стран.

Что касается свободы перемещения товаров. Некоторые СМИ утверждают, что здесь много пробелов. Однако остаются только проблемы, которые подконтрольны отрасли животноводства. Что затрагивает всего 3-4 % от общего объема экспортируемого товара. Вся остальная продукция беспрепятственно передвигаются по союзу. Швейный бизнес опять идет на подъем. Предприниматели на встречах озвучивают, что в этой отрасли пока еще есть две проблемы. Первая - нехватка квалифицированных рабочих рук и ресурсов для обучения людей этой профессии. И вторая - нехватка производственных помещений. Речь идет об укрупнении производства. Сейчас правительство работает над созданием двух технопарков, где можно собрать игроков одного сектора. По поводу сельхозпродукции надо сказать – фитосанитарный контроль снят. Никаких препятствий юридического характера для отечественных предпринимателей нет.

Отметить нужно и работу, связанную с ветеринарными службами. До присоединения к ЕАЭС, они были развалены, службу надо было воссоздавать. Здесь мы учли передовые практики мира. И в виду ограниченных ресурсов страны перешли на услуги частных ветеринаров. Плюс в таком методе – и в зонировании. Т. е. если на определенной территории возникает вспышка какого-то заболевания скота, оно не будет распространено на всю страну. И, конечно же, наличие испытательной базы. Это важно не только для ЕАЭС. Это важно для экспорта в целом. Раньше мы не знали, что едим, теперь потребитель, в том числе наш, в безопасности», - подытожил чиновник.

Алмаз Сазбаков заместитель министра экономики КР:

«Одним из важнейших условий вступления Кыргызстана в ЕАЭС было соблюдение условий переходного периода. Переходные положения означают, что мы на момент их действия можем пользоваться и национальным регламентом. Однако технические регламенты начали действовать с момента нашего членства – с августа 2015 года. Что это означает для отечественных производителей? Это значит, что производство можно будет осуществлять только согласно техническим регламентам, принятым внутри ЕАЭС».

Поясним, что речь идет о нормативных документах, применяемых к самым опасным товарам, вращающимся на рынке. Технические регламенты содержат определенный минимальный набор требований, которые гарантируют безопасность этих самых товаров.

Ответил чиновник и на вопрос какие меры принимаются для адаптации отечественных производителей к новым реалиям?

«В первую очередь – широкое информирование бизнеса, чтобы производитель мог при необходимости перепрофилировать свое «детище». В данном случае, внедрение международных стандартов – ни столько дополнительное время, а сколько возможность оптимизировать свое производство. Эти новшества позволят нам сбывать свою продукцию не только внутри союза, но и в третьи страны. К примеру, Евросоюз и арабские государства».

 Жумабек Асылбеков начальник управления продовольственной безопасности Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации:

 «В ближайшее время в Джалал-Абаде, Нарыне и Баткене будут построены три фитосанитарные лаборатории. Осуществлено это будет за счет средств казахстанского гранта. На сегодняшний день прошли аккредитацию и отремонтированы две лаборатории. Кроме этого, со стороны Минфина нам были выделены средства на строительство еще двух фитосанитарных лабораторий в Тюпском районе Иссык-Кульской области и Кара-Бууринском районе Таласской области. Работы по этим объектам почти завершены. И в скором времени бизнесмены, а смогут получать сертификаты на местах, не приезжая в Бишкек или Ош».

Напомним, сейчас производители сельхозпродукции для получения сертификатов вынуждены приезжать в города Ош и Бишкек.

Участники круглого стола обсудили и не столь позитивные последствия интеграции.

Иван Гелетюк, председатель Ассоциации таможенных брокеров КР:

«Мы пытаемся донести до правительства свои предложения относительно изменений в закон «О таможенном регулировании» еще с 1994 года. При кабмине Темира Сариева нам сказали, что есть дорожная карта, что мы опаздываем по срокам вступления. И наши предложения будут услышаны позже. 29 декабря 2016 года я выступил на заседании инвестиционного совета, где объяснил сложность существующей проблемы и то, как она повлияет на макроэкономические показатели КР. Соответствующий документ был передан в Жогорку Кенеш. Однако этот вопрос начали рассматривать на комитете только спустя 3 недели. Т.е. законодательно мы опять не успели. Поэтому нынешний проект постановления правительства - это наш спасательный круг. На данном этапе его не согласовали только два министерства – финансов и юстиции. Но мы можем еще успеть. К тому же сегодня мы нашли понимание на правительственном уровне, диалога не получилось только с ЖК».

Спикер подчеркнул, что проект нового постановления правительства должен быть утвержден до завершения переходного периода.

«Сложилось так, что представители мелкого и среднего бизнеса в нашей стране занимают более 90% данного сектора. Они все сейчас под угрозой и лишь постановление сможет удержать на плаву более 100 предприятий. Понимаете, неконтролируемый грузопоток – это катастрофа не только для брокеров, но и для всей страны. Это огромные потери бюджета. Надеюсь, что мы совместными силами выйдем из коллапса», - аргументировал Гелетюк.

Проясним, что в первой половине февраля утрачивают силу переходные положения техрегламентов ЕАЭС в сфере таможенного дела. Приведем ниже официальную информацию Государственной таможенной службы:

 «С 12 февраля 2017, в силу завершения переходных положений, установленных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, дальнейшая деятельность указанных лиц должна соответствовать требованиям Таможенного кодекса Таможенного союза, в части их касающейся.

В связи с этим деятельность юридических лиц в качестве таможенных представителей (брокеров), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, созданных (зарегистрированных) в Кыргызской Республике до 12 августа 2015 года, с 12 февраля 2017 года, завершается.

Указанным юридическим лицам для осуществления деятельности после 12 февраля 2017 года, необходимо до 12 февраля 2017 года подать в ГТС при ПКР в письменной форме заявление, содержащего сведения, предусмотренные статьей 20 Закона Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике», для включения в реестры ГТС».

Проведение круглого стола приурочено к председательствованию Кыргызстана в ЕАЭС в 2017 году.

Аскар Чукин, эксперт по таможенным вопросам:

«12 февраля заканчивается льготный период по таможенному декларированию товаров. Но вопрос о дальнейшей работе таможенных брокеров до сих пор решен. И если он не решится в самое ближайшее время, то уже 13 февраля остановятся практически все грузопотоки из третьих стран. Кто и как будет производить таможенную очистку товаров из третьих стран – не понятно. 

От этого пострадает не только бизнес, занимающийся таможенными процедурами. Пострадают все, кто пользуются их услугами. Будут серьезные проблемы – Кыргызстан не сможет ввозить товары из стран, не входящих в ЕАЭС.

Брокеры смогут продолжать работу лишь в том случае, если выставят обеспечение своей деятельности в 1 миллион евро. Но у наших брокеров нет таких средств. Совокупный годовой оборот всех компаний, которые работают в этой сфере (а их 170 в республике), не превышает суммы в 400 млн. сомов, или 3 млн. евро. Понятно, что эта сумма не подъемная для нашего бизнеса. Тем более, что из Закона КР «О таможенном регулировании» была изъята такая мера, как договор страхования, которая позволила бы оставаться бизнесу «на плаву». Сейчас перечень мер включает четыре пункта: залог, банковская гарантия, депозит и договор поручительства. Но эти механизмы в наших реалиях бездейственны. Поэтому необходимо в перечень мер вернуть пункт о договоре страхования, как это сделал Казахстан».

Фархад Атавалиев, председатель Совета Ассоциации таможенных брокеров КР:

«Сумма в 1 млн. евро, т.е. увеличение в 74 раза, таможенного обеспечения для КР не обоснована. Мы неоднократно обращались в Правительство КР по решению вопроса об установлении адекватной суммы – 150 тыс. евро, соответствующей экономическим возможностям нашей республики, а также исходя из распределения доходов от таможенных сборов, предусматривающих, например, России – 87,97%, Кыргызстану – 1,9%. Тем более, экономика Кыргызстана – в основном мелкотоварная: 90% - это мелкий и средний бизнес.

Предложения Ассоциации таможенных брокеров КР на 52 страницах, Правительством до сих пор не были учтены. Только лишь сегодня соответствующий комитет ЖК КР рассматривает законопроект, предусматривающий изменения в таможенное законодательство. У нас осталось еще немного времени до часа икс, чтобы успеть обеспечить регламентирующими документами наших бизнесменов».


Кубат Рахимов, эксперт, председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР:

«Нельзя перекладывать все вопросы на плечи государства. Бизнес в вопросах интеграции должен стать партнером (со финансистом) в решении вопросов, стоящих перед республикой, например, по созданию и функционированию лабораторий. Более того, необходимо прекратить политику ожидания бесплатной помощи со стороны наших партнеров (России и Казахстана). Никому не выгодно создавать конкурента за свои собственные деньги. Где наша собственная ответственность? Надо нам самим превращаться в бизнес-ответственное общество. Государство в данном случае – это регулятор, а не «мальчик для битья». Опыт показывает, что отраслевики включаются в общее движение слишком поздно. Тогда как, наоборот, именно они должны подталкивать государство в решении заинтересованных вопросов. Необходимо повышать ответственность самого бизнес-сообщества, гармонично объединить действия правительства и бизнеса».


 

Шамиль Борончиев, исполнительный вице-президент Кыргызского Союза Промышленников и Предпринимателей КР:

«Ввиду принятия технических регламентов, определяющих определенные правила деятельности, Кыргызстану необходимо их соблюдать. Это дает возможность «подтянуться» нашим производителям и решить вопросы обеспечения качества производимой продукции, впоследствии способной стать конкурентоспособной на рынках стран ЕАЭС и других стран.

Государственные органы должны сейчас проводить широкую и активную информационную политику разъяснений, получаемых Кыргызстаном и, соответственно, нашими производителями выгод от соблюдения требуемых параметров».

Самат Кылжыев, независимый эксперт по экономическим вопросам:

«Бизнес должен активно взаимодействовать с государством. Роль государства – это создание кооперативных связей, а роль бизнеса – в обеспечении активности процесса. Для обеспечения конкурентоспособности нашей экономики необходимо определить те сферы, которые могут обеспечить прорыв, при этом делать упор на привлечение инноваций, например, здравоохранение, образование, ремесленничество. В этом нам могут помочь инвестиции. Мы не можем существовать вне интеграционных процессов».

По итогам заседания круглого стола были выработаны следующие рекомендации:

1. Правительству Кыргызской Республики:

- рассмотреть вопрос создания экспертно-аналитического центра при Министерстве экономики КР, занимающегося вопросами интеграции КР в ЕАЭС;

- провести работу над созданием коопераций сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий для наращивания объемов экспорта сельхозпродукции в страны ЕАЭС;

- в ускоренном порядке провести работу по гармонизации национального законодательства в сфере таможенного регулирования;

- решить вопрос по снижению ставки таможенного обеспечения с 1 млн. евро до 150 тыс. евро, что позволит обеспечить более эффективной работы таможенных брокеров для продвижения товарной продукции;

2. Учитывая председательствование КР в ЕАЭС, госорганам республики активизировать информационную работу по разъяснению получаемых экономикой Кыргызстана выгод от участия в ЕАЭС

Каныкей Жумадылова