• Мы в соц сетях:

Новая Конституция КР – ответ на запрос общества на сильную власть

Итоги референдума, а также вопросы, связанные с принятием новой Конституции КР обсудили участники онлайн конференции: «Принятие новой Конституции КР: что нужно для появления ответственной власти?», прошедшей на дискуссионной онлайн площадке Клуба региональных экспертов КР «Пикир».

 

Референдум по конституционной реформе в Кыргызстане состоялся 11 апреля 2021 года. Участие в нем, по сообщениям ЦИК КР, приняли свыше 1 млн 336 тысяч граждан Кыргызстана или 37% зарегистрированных в республике избирателей. По закону, плебисцит считается состоявшимся при явке не менее 30%.

По предварительным итогам, за изменения Конституции высказались порядка 79% проголосовавших, против – около 14%. Примерно 7% бюллетеней оказались пустыми, т.е. недействительными. Официальные итоги референдума ЦИК подведет до 2 мая нынешнего года.

В Основной закон внесено свыше 80 поправок. Большая часть из них касается полномочий президента, исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти.

Как отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, запрос на изменения Конституции в кыргызском обществе появился еще до прихода к власти Садыра Жапарова, который лишь отреагировал на него и инициировал внесение поправок в Основной Закон.  

 

- Когда в июне-июле прошлого года началась вторая волна пандемии, которая оказалась очень трагичной для Кыргызстана, многие граждане задавались вопросом – чем занимается и почему не помогает гражданам Жогорку Кенеш? При отсутствии фактического участия депутатов в решении возникавших на тот момент проблем, кыргызстанцы убедились в неэффективности формы правления, которая была выбрана в 2010 году. По сути, власть не брала на себя ответственность за судьбы наших граждан, и они выживали сами, как могли. Тогда и стал звучать вопрос, нужна ли нам парламентская система, и насколько она способна решать проблемы в кризисных ситуациях, связанных в том числе с безопасностью страны, т.к. сохранение здоровья людей – это первооснова системы безопасности, - отметил эксперт.

Он отметил, что трагические события, связанные с распространением коронавируса в республике, подтолкнули население к осознанию того, что Кыргызстану больше подходит президентская модель, при которой есть конкретный человек – глава государства, который отвечает и берет на себя ответственность за то, что происходит в стране.  

- На мой взгляд, президентская форма правления более адаптирована под те кризисы, которые нам приходится переживать, поэтому на референдуме население и поддержало изменение Конституции. Еще один вопрос, который, на мой взгляд, нашел отклик у наших граждан – это инициатива об уменьшении количества депутатов, т.к. вопрос, зачем нужны 120 парламентариев, тем более в условиях дефицита бюджета, обсуждался в обществе еще задолго до прошлогодних октябрьских событий. Сейчас предполагается, что их будет 90, но и эта цифра дискуссионная, т.к. некоторые считают, что достаточно и 60 депутатов. Не сегодня возникла и дискуссия о необходимости избирать парламентариев по мажоритарно-пропорциональной системе, учитывая, что принятая в 2010 году система, не устанавливала никакой связи между партиями и электоратом, - пояснил Шестаков.    

Он отметил, что в новой Конституции есть целый комплекс проблем, которые необходимо решить, но это не дает права иностранным государствам критиковать принятый населением стираны документ.  

- Россия, Китай и другие страны, которые являются нашими соседями и стратегическими партнерами, лояльно отнеслись к изменению нашей Конституции. В то же время отдельные западные страны, прежде всего, США, отнеслись к этому достаточно критично. Были беспрецедентные моменты, когда Госдепартамент в лице посла Америки в КР Дональда Лу, открыто выступал против конституционной реформы, например, заявляя о поддержке отдельных кандидатов, которые выступают против внесения изменений в Основной Закон КР, и критикуя тех, кто их предлагает. Позиция Вашингтона отразилась и в заключение Венецианской комиссии. Т.е. мы видим, что наш внутренний вопрос оказался в центре крупной геополитической игры, - добавил политолог.

Он напомнил, что по спорную Конституцию 2010 года Венецианская комиссия одобрила, и даже оказала финансовую поддержку временному правительству при написании проекта нового Основного Закона. 

В свою очередь член конституционного совещания КР, доктор исторических наук Муратбек Иманкулов отметил, что заявления Госдепа США и Венецианской комиссии относительно Конституции КР следует рассматривать, как вмешательство во внутренние дела независимого государства.  

 

- Они обвиняют нашу страну в том, что мы уходим от парламентской модели в сторону авторитаризма. Хотя по факту парламентаризма у нас и не было, у нас была лишь пародия на него, т.к. ключевые принципы парламентского правления у нас не были реализованы, поэтому не было никакого порядка. Я считаю такое вмешательство неуместным. Кыргызстан, как независимое государство, имеет право самостоятельно выбирать свой путь развития. И Венецианская комиссия должна это понимать, тем не менее они выступают с критикой, я полагаю, чтобы поддержать те неправительственные организации, которые в интересах своих иностранных спонсоров создают в нашей стране бардак, - отметил историк.

В этой связи он подчеркнул необходимость законодательно закрепить возможности государства по контролю финансовой деятельности неправительственного сектора, напомнив, что данный законопроект уже прошел рассмотрение парламентом в двух чтениях.

Он также обратил внимание на необоснованность критики в адрес новой Конституции и сроков ее принятия.

- Я изучил опыт многих стран в принятии Конституций, и могу заверить, что во многих странах Основной Закон был принят в течение 2-3 месяцев. Что же касается опасений, что наш документ приведет к диктатуре, то отмечу, что к диктатуре приводила именно парламентская система, как и к отставанию в развитии во многих отраслях. Во время пандемии мы увидели неэффективность парламентаризма, поэтому наш народ выбрал порядок и дисциплину, а диктатуры президента он не допустит, что показали три революции, произошедшие за 30 лет нашей независимости, - отметил Иманкулов.

С тем, что парламентаризм в Кыргызстане потерпел полное фиаско, согласен и политолог Бакыт Бакетаев. Новую Конституцию он считает диктаторской, но подчеркивает благие цели такого шага.

 

- При помощи новой Конституции руководство страны планирует в ручном режиме дать импульс к развитию экономики Кыргызстана. К сожалению, в Основном Законе не видно, по какой экономической модели мы пойдем, и как ее воспримут разные политические элиты – а это не только политики, но и олигархи, которые имеют свои собственные цели и задачи, тогда как народ требует внедрения социалистических принципов – социального и экономического равенства. Поэтому нужно было сначала определиться с экономической моделью, а потом реформировать Конституцию, - отметил эксперт.

Он подчеркнул, что сегодня народ возлагает на президента Садыра Жапарова очень большие надежды, люди ждут резкого экономического роста, и если этого не произойдет, то могут быть серьезные последствия.

- Садыр Жапаров взял на себя слишком большую ответственность. Но вот вопрос, сможет ли Конституция повернуть наше общество на беспрекословное подчинение президенту, учитывая, что за 30 лет наше общество привыкло к свободе слова и разгулу демократии. Я, например, сомневаюсь, что наших граждан можно превратить в аморфную массу, которой можно руководить в ручном режиме, - добавил Бакетаев.

В том, что новый Основной Закон предлагает кыргызстанцам не президентскую, а авторитарную форму правления, уверен и доктор политических наук Азамат Темиркулов.  

 

- При президентской форме правления глава государства имеет большую власть, но с ним балансирует сильный парламент, способный засудить президента и даже посадить его. Говорят, что по проекту новой Конституции у Жогорку Кенеша якобы есть право на импичмент президенту, однако это не так, потому что все правоохранительные органы в руках главы государства — генпрокурор просто не даст хода импичменту, - отметил эксперт.

О причинах некоторой озабоченности экспертов и общественности принятием новой Конституции высказалась политолог, завкафедрой МУК Алина Молдокеева.  

 

- Я думаю, что многих беспокоит, что все изменения, которые были внесены, концентрируют власть в одних руках. Некоторые неправительственные организации даже называют Конституцию «ханституцией». Еще один вопрос, насколько обсуждение проекта нового Основного Закона, который был вынесен на суд общественности в рекордно короткие сроки, было действительно общественным. 14 октября Садыр Жапаров сказал о том, что нужна новая Конституция, а 20 числа ее уже презентовали, что наталкивает на мысль, что все эти поправки были заготовлены заранее. А тот номер телефона, на который, якобы, мог позвонить каждый гражданин, чтобы внести свои предложения, не работал, - рассказала эксперт.  

При этом она отметила, что прошлый опыт Кыргызстана, говорит о необходимости централизации власти, т.к. только при таких условиях возможны позитивные изменения в развитии страны.

- Есть опасения, что новая Конституция может привести к узурпации власти, но вместе с тем, власть можно узурпировать и не имея закрепленных законодательно возможностей. Несмотря на то, что изначально у нас была достаточно либеральная по своему содержанию Конституция, она не дала положительных результатов. Поэтому все изменения, которые были внесены в наш Основной Закон, по официальным итогам, поддержало большинство населения, - добавила Молдокеева.    

Общественный деятель, член Конституционного совещания КР Турсунбек Акун уверен, что кыргызстанцы давно ждут сильного президента, который сможет взять на себя реальную ответственность.

 

- Народ поддержал новую редакцию Конституции. Люди сделали такой выбор, потому что после ЦК Компартии, ни один глава государства не брал на себя всю полноту ответственности. Несмотря на то, что каждый из предыдущих президентов фактически правил единолично, когда возникали какие-то проблемы, жертвой делали премьер-министра. Люди просто дошли до критической точки, и они хотят, чтобы кто-то отвечал за происходящее, - уверен эксперт.

А вот заявления американских дипломатов и членов Венецианской комиссии он рассматривает, как часть большой геополитической игры.

- Запад заигрался. Во время подготовки проекта новой Конституции против выступал не только Дональд Лу, против выступали и прозападные неправительственные организации, и средства массовой информации, такие как «Азаттык» и Kloop.kg. Они планировали и до сих пор планируют реализовать у нас белорусский или даже украинский сценарий. Их задача создать у нас условия для постоянных переворотов и хаоса, чтобы отделить республику от России и Китая. Поэтому сейчас нашей первостепенной задачей должна стать созидательная работа, чтобы не дать деструктивным силам реализовать их планы, - добавил Акун.

Мнения о том, что западным странам, по факту, безразлично какая форма правления будет в Кыргызстане, придерживается и эксперт по вопросам безопасности Таалайбек Джумадылов.

 

Вашингтон просто ищет возможность использовать Кыргызстан в своем противостоянии с Москвой и Пекином, и нам нужно быть к этому готовыми. Если бы им была выгодна президентская форма правления, то они бы ратовали за неё. Сама форма правления, это всего лишь инструмент. Нужно думать о том, способна ли она обеспечить благосостояние, безопасность, и приведет ли это к развитию нашей страны. Ещё есть вопрос – сумеет ли высшее руководство воспользоваться этим инструментарием, - отметил ветеран спецслужб.

По его словам, во избежание возможных негативных событий Садыру Жапарову нужно обратиться к народу с программной речью.

- Время обещаний прошло. Пришло время избавляться от тактики отвлечения внимания общества, а реально действовать. В первую очередь, нужно провести аудит, т.е. реально оценить положение дел в экономике, в сфере безопасности, во внешней политике, в здравоохранении и вообще социальной и гуманитарной сферах. Во-вторых, нужно определиться, чего мы хотим и куда движемся, т.е. обрисовать контуры будущего и поставить четкие цели и задачи. Далее нужно решить, как мы будем двигаться к этому образу будущего. Нам сейчас нужна своего рода «дорожная карта» перехода от нынешнего положения дел к развитию, - подчеркнул Джумадылов.

Российский политолог, глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, в свою очередь подчеркнул, что развитие страны в первую очередь зависит от экономики, для поднятия которой нужны инвестиции, а для инвестиций необходима стабильность.

 

- Бизнесмены должны быть уверены, что заключенная сделка будет действовать и не отменится из-за давления снизу или сверху. Сейчас запускается новый проект «Джеруй», который может стать лакмусовой бумажкой. Если инвесторы увидят, что его реализация идет по плану, без препятствий со стороны различных госструктур и общественности со стороны КР, то в течение 2-3 лет начнут приходить новые инвесторы, постепенно вливая в экономику республики финансы и создавая рабочие места. У КР есть хорошие шансы, - уверен аналитик.

По его словам, предыдущие власти внесли определенный вклад в развитие Кыргызстана.

- Они создали для республики доступ на евразийский рынок и базу для получения евразийских инвестиций, выстроили определенные отношения, которые позволяют работать не только на внутренний рынок, но и выводить товары вовне, в перспективе в страны дальнего зарубежья. Новой власти важно не растратить этот капитал, и начать его использовать. Экономика – это принципиально важно для страны, за ее развитием, за развитием рабочих мест, поднимется уровень жизни и изменится сознание людей, - подчеркнул Мендкович.

Он считает, что изменения Конституции – это сугубо личное дело Кыргызстана. И если народ считает, что такое перераспределение властных полномочий сделает жизнь в стране лучше, никто извне не имеет права называть эти поправки недемократичными, неэстетичными и т.д.  

- Сейчас произошла определенная перестройка, глава государства получил большие полномочия, и сейчас важно, чтобы эти полномочия аккуратно и осторожно использовались, тем более что возникли угрозы ввиду неприятия изменений внешними игроками, прежде всего, США. Я считаю, что эскалация напряженности между Москвой и Вашингтоном не влияет на отношения Кыргызстана и Америки, потому что отношения американской стороны с новой властью испортились сразу после прихода Садыра Жапарова. Напомню, американское посольство сразу объявило о его связях с преступностью и осуждало его номинацию на пост премьер-министра. Поэтому корень здесь не в кыргызско-российских отношениях, а в том, что Вашингтон слишком привык диктовать зарубежным странам, кто и как ими должен управлять, - добавил эксперт.

В свою очередь эксперт по гуманитарным вопросам, экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиева отметила, что влияние западных сил на внутриполитические процессы в Кыргызстане имеет косвенную причастность, ввиду наличия у них их конъюнктурной составляющей.

 

При этом она обратила внимание, что аналоги сильной президентской власти сегодня присутствуют во многих странах, в том числе и в России.

- Станет ли наш президент «кыргызским Путиным» зависит от многих факторов, но ключевым будет наличие дееспособной, адекватной и ответственной команды, а не кучки фаворитов, что всегда приводило к краху предшествующих лидеров. Сегодняшний рейтинг Садыра Жапарова – это не рейтинг на контрасте с предыдущими президентами. Это классический показатель ожиданий и надежд на дееспособную, вменяемую, регулярно осуществляемую, государственную, а не приватизированную олигархами и региональным кланами, власть. Став «президентом надежд», он избрался на свой пост на волне ожиданий экономического роста и общих перемен к лучшему. В Кыргызстане общество и экономика определяются состоянием власти и государственного правления, поэтому то, произошло в связи с изменением Конституции, затрагивает абсолютно всех, - подчеркнула эксперт.

По ее словам, прошедший референдум лишь узаконил фактически сложившуюся за годы независимости систему управления.

- Теперь президент становится не только главой государства, но главой исполнительной власти. На самом деле эта система действует в нашей стране последние 30 лет, мы прекрасно видели влияние предыдущих президентов на парламент, правительство и судебную власть, теперь же это будет зафиксировано на законодательном уровне, - подчеркнула Тыналиева.

При этом она обратила внимание, что для успешного развития страны недостаточно хороших законов и правильной Конституции. Также необходима наличие массовой социальной нормы, включающей адекватные представления о правомерности и справедливости.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»