• Мы в соц сетях:

Комил Рашидов: Узбекистан будет и дальше развивать конструктивный диалог с Кыргызстаном

В Бишкеке состоялся экспертный круглый стол на тему: «Итоги президентских выборов в Узбекистане в контексте развития кыргызско-узбекских отношений», организованный клубом региональных экспертов "Пикир" при поддержке Посольства Республики Узбекистан в Кыргызстане.

Ведущие эксперты Кыргызстана обсудили итоги президентских выборов в Узбексистане, и перспективы кыргызско-узбекского сотрудничества в вопросах обеспечения региональной безопасности и торгово-экономических отношений.

В работе круглого стола приняли участие:

- Комил РашидовЧрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в КР;

- Игорь Шестаков, политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»;

- Бакыт Бакетаев, политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»;

- Эльмира Иманалиева, эксперт, координатор Клуба региональных экспертов КР «Пикир»;

- Марс Сариев, эксперт;

- ДжумакадырАкенеев, экономист, независимый эксперт;

- Сергей Пономарев, вице – президент Ассоциации «Дордой», председатель Национального делового клуба КР;

 - Бекбосун Борубашев, доктор юридических наук, профессор КРСУ;

 - Геннадий Карабанов, исполнительный директор объединения юридических лиц «Экономическая палата»;

- Шамиль Борончиев, исполнительный вице – президент Кыргызского Союза промышленников и предпринимателей;

- Айнура Арзыматова, доктор исторических наук, политолог;

 - Дмитрий Орлов, эксперт.

Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные тезисы выступлений участников круглого стола.

Игорь Шестаков, модератор, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»:

Вопрос о том, кто будет следующим Президентом Республики Узбекистан был важен не только для кыргызстанского общества, стран Центральной Азии и постсоветского пространства, но и для всей мировой общественности.

Республика Узбекистан для Кыргызстана является стратегическим партнером, в первую очередь, в вопросах обеспечения региональной безопасности, а также развития торгово-экономических отношений. Узбекистан и Кыргызстан имеют сегодня общего врага в лице радикального Ислама. Кыргызстану стоит изучить опыт Узбекистана в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. В этом плане необходимо усилить взаимодействие силовых структур двух государств,  а также взаимодействовать в межгосударственном формате на уровне ОДКБ и СНГ. Также два государства могут взаимодействовать в предотвращении повторения сценариев цветных революций, которые мы видели на примерах Украины и Арабской весны. Для КР и РУ важным является сохранение светского государственного строя. И выборы президента Узбекистана гарантировали сохранение в этой стране светского режима.

Доверие в области границ – это залог обеспечения не только безопасности двух государств, но и в целом укрепления южных границ СНГ со стороны Афганистана, от которых исходит постоянная угроза терроризма.

Касаясь экономического сотрудничества, можно отметить, что Узбекистан является одним из основных поставщиков аграрной продукции в страны ЕАЭС. Предприниматели Кыргызстана могли бы изучить опыт узбекских коллег по продвижению экспорта плодоовощной продукции на рынки российских регионов. Кроме этого Узбекистан мог бы использовать возможности Кыргызстана по выходу на рынки стран-членов ЕАЭС, в том числе и путем создания на территории двух государств совместных предприятий по производству экспортно-ориентированной продукции.

Комил Рашидов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в КР:

4 декабря с.г. в Узбекистане состоялись досрочные президентские выборы. Согласно предварительным итогам, в результате свободного волеизъявления народа страны новым Президентом Республики Узбекистан избран Шавкат Миромонович Мирзиёев, который набрал 88,6% голосов избирателей. Мониторинг за подготовкой и проведением президентских выборов осуществлялся свыше 600 независимых зарубежных наблюдателей из 47 государств, ряда международных и региональных организаций ( ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ, ОИС, ВАИО).

 Одним из первых избранному Президенту Узбекистана Ш.М. Мирзиёеву направил поздравление Президент Кыргызстана А.Атамбаев, вчера было направлено ответное послание избранного Президента Узбекистана.

 Внешнеполитический курсе Узбекистана в контексте узбекско-кыргызских отношений:

- Узбекистан сохранит преемственность и последовательность в своей внешней политике, нацеленной на защиту и продвижение коренных интересов страны. Незыблемость внешнеполитической линии Узбекистана обусловлена твердой приверженностью основополагающим принципам международного права, закрепленным в Уставе ООН, Хельсинкском заключительном акте ОБСЕ и Конституции Республики Узбекистан, всем ранее взятым международно-правовым обязательствам;

- Узбекистан является твердым сторонником невмешательства во внутренние дела других государств и решения возникающих противоречий и конфликтов только мирным, политическим путем. Республика сделала принципиальный и однозначный выбор - не присоединяться к военно-политическим блокам и альянсам, не допускать размещение на своей территории иностранных военных баз, не направлять наших военнослужащих за пределы страны;

- главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана остается регион Центральной Азии: проведение открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей. Серьезную угрозу обширному региону несет сохраняющаяся нестабильность в Афганистане. В этих условиях важным является продолжение содействия достижению мира и стабильности в этой стране, мирным политическим переговорам, а также достижение общенационального примирения между центральным правительством и основными политическими силами, включая движение Талибан.

Огромное значение для Центральной Азии приобретает защита экологии и сохранение окружающей среды, особенно с учетом последствий трагедии Аральского моря.

Узбекистан выступает за равноправный диалог между всеми государствами, поддерживает совместные усилия в борьбе с транснациональными угрозами, в т.ч. терроризмом и радикализмом, трансграничным оборотом наркотиков и другими опасными видами оргпреступности.

 Узбекистан, исходя из Договора о вечной дружбе, которому в этом году исполняется 20-лет, будет и дальше развивать многоплановое сотрудничество и конструктивный диалог с Кыргызстаном в интересах наших народов и государств, во имя мира и безопасности в регионе.

Марс Сариев, эксперт:

До настоящего времени кыргызско-узбекские отношения были очень сложные. Напряженность создавали вопросы демаркации и делимитации границ, распределения водных ресурсов и строительства Камбаратинской ГЭС-1. Вследствие этого вытекали трудности и в торгово-экономическом сотрудничестве. Связь с происходящим имели и Ошские события 1990г. и 2010г.

КР связывает большие надежды с приходом Мирзиеева Ш.М. Избрание его Президентом Узбекистана может привнести положительные изменения и повернуть ход истории. Возможно, РУ примет ранее озвученные предложение, что позволит Кыргызстану и Казахстану принять участие в строительстве ГЭС. Таким образом, в регионе будет установлена единая энергосистема.

В рамках тесного кыргызско-узбекского сотрудничества могут быть реализованы и новые проекты: будут решены проблемы, связанные с торговлей, фермеры и предприниматели из двух стран смогут поднять уровень своего благосостояния.

Мы надеемся, что странам удастся договориться и по поводу анклавов, к примеру, посредством обмена участками. Мирзиеев, в отличие от Каримова – человек, не обремененный грузом прошлого, поэтому он сможет принимать волевые решения.

В течение небольшого периода, в бытность Мирзиеева Ш. только лишь исполняющим обязанности Президента РУ, уже снята напряженность на кыргызско-узбекской границе, выпущены из тюрем политзаключенные, вернули лицензии узбекским артистам. Таким образом, Шавкат Мирзиеев начинает историю РУ с нового листа. Это не оттепель, как считают многие эксперты,  а системный подход к решению накопившихся проблем со стороны руководства, тем более учитывая его большой административный опыт.

Политика РУ направлена на не вхождение в военные союзы, но тем не менее одним из первых руководством РУ был подписан Договор о военном сотрудничестве с Россией.

В сфере кыргызско-узбекских взаимоотношений перед нами стоит необходимость решения трех основные проблем:

- межэтнические отношения

-делимитация и демаркация границ

- водные проблемы (Камбар-Ата 1).

Кыргызстан имеет с Узбекистаном общую границу протяженностью в 1378 км, из них 324 км (58 участков) проблемные. На сегодняшний день уже практически решены проблемы по 56 участкам. Такая прогрессивная динамика олицетворяет стремление РУ укреплять сотрудничество с КР.

Сейчас делаются очень хорошие, положительные прогнозы. В случае их осуществления, Ферганская долина может превратиться в стабильный и процветающий регион, тем самым будет  опровергнуто мнение многих  западных экспертов, определяющих Ферганскую долину как «пороховую бочку».

Это подтверждает и предстоящий официальный визит Президента КР Атамбаева А.Ш. в Узбекистан. Все это говорит о наполнении сотрудничества между нашими странами реальными проектами с использованием имеющегося потенциала в регионе. Можно также  особо подчеркнуть, что новое руководство Узбекистана будет выстраивать более тесные взаимоотношения с Россией в плане вопросов укрепления безопасности и торгово – экономического сотрудничества.

Сергей Пономарев, вице – президент Ассоциации «Дордой», председатель Национального делового клуба КР: РУ граничит практически с каждой страной, входящей в состав ЕАЭС. Если государства будут поддерживать и дальше политику взаимного сотрудничества и сближения, то бизнес готов поддержать это. Бизнес любит тишину, и не любит границы. Сейчас появилась реальная возможность создания совместных логистических центров по продвижению торгово-экономического партнерства.

Джумакадыр Акенеев, экономист, независимый эксперт:

В справочнике «Народного хозяйства» 1985г. отмечено, что для КР Узбекистан по уровню интеграции занимал первое место. У Узбекистана ВВП составляет 60 млрд. долларов США. Это в 8 раз больше, чем у Кыргызстана. Золотовалютный резервный фонд РУ составляет 25 млрд. долларов США. Высокий процесс индустриализации РУ определяют показатели доли городского и сельского населения в РУ:  52% и  48% соответственно. В настоящий момент Кыргызстан может использовать участие в ЕАЭС,свои преференции по «ВСП+» (со странами Европы), «Зеленый коридор» (Китай) для создания совместных торгово-экономических предприятий с целью продвижения совместных товаров в эти государства.

Спорные вопросы по Орто-Токойскому водохранилищу можно решить путем создания совместной организации, отвечающей по вопросам его содержания, эксплуатации и распределения прибыли. Таким же образом совместного сотрудничества можно решить вопрос и по строительству Камбар-Аты 1.

Бакыт Бакетаев, политолог, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»:

Настоящие взаимоотношения между РУ и КР можно охарактеризовать как «перезагрузка». Консолидирующий процесс между нашими странами должен, в первую очередь, строится на сотрудничестве в области энергетики, что, в свою очередь, приведет к экономической интеграции не только между нашими странами, но и во всем центральноазиатском регионе.

Шамиль Борончиев, исполнительный вице – президент Кыргызского Союза промышленников и предпринимателей:

Выделил следующие основные сферы развития межстранового экономического сотрудничества на ближайшую перспективу:

- туризм. В РУ имеются города с древней историей, являющиеся культурно-историческим достоянием всего мира: Самарканд, Хива, Бухара.

- торговля. Создание совместных предприятий позволит, используя преференции Кыргызстана по «ВСП+», «Зеленому коридору», а также принимая во внимание членство КР в ЕАЭС, продвигать совместную продукцию на рынки этих государств.

Айнура Арзыматова, доктор исторических наук, политолог:

Историческая роль Ислама Каримова заключается в том, что после себя он оставил сильное государство, воспитал плеяду сильных политиков, обеспечивших мирный переход власти, не допустил исламизацию страны.

Мирзиеев Ш. своими действиями показал, что готов к созданию и развитию с КР партнерских, равноправных отношений, ликвидировав тем самым амбиции «старшего брата» в регионе. Это дает основание предполагать, что РУ способно сыграть консолидирующую роль в центральноазиатском регионе. Надеемся, что новое руководство Узбекистана усилит взаимодействие с Россией по обеспечению  региональной безопасности.

Геннадий Карабанов, исполнительный директор объединения юридических лиц «Экономическая палата»:

РУ становится комфортным государством для вложения инвестиций. В настоящее время в РУ проводится работа по изменению уголовного и административного законодательства в сторону смягчения и поддержки предпринимательской деятельности. Даже введена уголовная ответственность чиновников, препятствующих ведению и развития предпринимательства. При этом такая ответственность возлагается не только на представителей центральной власти, но и на представителей местных органов власти тоже. Это очень сильный посыл для развития частного мелкого, среднего и крупного бизнеса, так как в своей деятельности (открытие, получение лицензии, наем работников и т.п.), он зависим в основном от чиновников местного уровня.

За последние 10 месяцев в РУ заработали 370 предприятий с участием иностранного капитала, из них 78 – с участием КНР, 75 – с РФ, 29 – с Южной Кореей. И ни одного с участием кыргызстанских представителей. Нам необходимо активизировать работу в этом направлении. Кроме того, надо проводить информационную кампанию среди наших предпринимателей по льготам, уже внесенным в законодательство РУ в части ведения бизнеса. И безусловно нужно использовать возможности ЕАЭС для продвижения совместных экономических проектов.