МВД будет выдавать права и регистрировать авто — мнения за и против

 Выдачей водительских удостоверений, регистрацией авто и проверкой автошкол отныне будет заниматься МВД. Насколько это эффективно и снизится ли количество ДТП, выяснял Sputnik.
В целях снижения количества ДТП и уровня смертности на дорогах президент Садыр Жапаров на прошлой неделе издал указ, согласно которому Министерство внутренних дел Кыргызстана наделили дополнительными полномочиями в сфере дорожной безопасности и новыми функциями.
Согласно документу, МВД определено ответственным государственным органом в сфере обеспечения дорожной безопасности. В его ведение перешли:
- госучреждение "Унаа" при Министерстве цифрового развития с соответствующим штатом, финансовыми и материально-техническими средствами;
- функции регистрации транспортных средств и прицепов к ним;
- функции проведения и приема экзаменов на право управления авто, а также выдачи водительских прав и удостоверений тракториста-машиниста;
- лицензирование деятельности автошкол;
- право контроля пассажирских перевозок;
- лицензирование для таксистов.
Таким образом, объем работы существенно увеличился. Насколько эти меры помогут властям урегулировать безопасность дорожного движения? Как изменится работа министерства, в "руках" которого будет сосредоточено столь много функций и обязанностей?
За ответами на эти и другие вопросы редакция Sputnik Кыргызстан обратилась к экспертам и юристам.
Начальник пресс-службы ГУОБДД МВД КР Тилек Исаев поддержал такое решение. Он отметил, что отныне на МВД возложена ответственность за обеспечение дорожного движения и повышение безопасности на дорогах.
"До этого никто не брал на себя ответственность за количество ДТП. Наших сотрудников часто обвиняли в том, что они должным образом не обеспечивают безопасность на дорогах. При этом никто не обращал внимания на то, каким образом водители получали права и на техническое состояние автомобилей. Указом президента ряд важных функций перейдет к МВД, а ответственность возьмем на себя", — сказал Исаев.
Он добавил, что до 2010 года госучреждение "Унаа" уже было "во владении" МВД. Позднее функции выдачи водительских прав были переданы Государственной регистрационной службе, а лицензирование деятельности автошкол — Министерству образования, после чего их деятельность перестала контролироваться.
Исаев также отметил, что ранее некоторые завезенные авто ездили без регистрации, а теперь для них будет создана единая база.
"В Кыргызстане работают 272 автошколы. До этого мы просто мониторили их, теперь будет усилен контроль. Если раньше мы не имели права контролировать и повышать качество преподавания в них, то теперь сосредоточимся на создании возможностей для улучшения работы тех автошкол, которые не соответствуют требованиям. Слушателям, пропускающим уроки, откажут в выдаче водительских прав", — отметил он.
Заместитель председателя Союза автомобилистов Кыргызстана Дуйшеналы Токтакунов считает, что документ принят в целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий и их предотвращения.
"Будет хорошо, если этот документ действительно поспособствует снижению числа дорожно-транспортных происшествий. В последнее время произошло немало страшных ДТП. Увеличилось число автошкол, однако снизилось их качество. Во многих случаях аварии случаются по вине таксистов и водителей пассажирских бусов. Например, машина рассчитана на 5 человек, а в нее садятся 7-8. Вообще, следует обратить внимание на техническое состояние автомобилей и на работу таксистов. Вот почему я поддерживаю этот документ", — отметил он.
Член рабочей группы по изменению кодексов доктор юридических наук Тимур Иманкулов высказался против передачи широких функций МВД.
"Надо сначала реформировать МВД в полицию по примеру России, а затем уже добавлять функции, чтобы ответственность была строже, а обеспечение лучше. А вне реформирования не стоит добавлять функции", — подчеркнул он.
Он добавил, что сначала надо реформировать руководство министерства, чтобы оно работало по международным стандартам и отчитывалось перед населением.
Начальник Бишкекской радиотехнической школы ОСТО (Автошкола ДОСААФ-ОСТО) Хусейн Аюпов также против того, чтобы функции лицензирования деятельности автошкол и проведения экзаменов на авто перешли в ведение МВД.
"Как МВД собирается выдавать лицензии, это же образовательная деятельность? За выдачу лицензий отвечают опытные специалисты, педагоги, а у министерства нет ни одного профессора или ученого. Здесь речь идет лишь о передаче коррупционных схем из одного органа в другой", — отметил Аюпов.
Он сказал, что в автошколах обучают ПДД и правильному вождению, а для снижения числа аварий и жертв надо анализировать систему дорожной безопасности.
Председатель ассоциации перевозчиков "Альянс бус" Григорий Николаиди также поделился мнением относительно передачи МВД функции лицензирования деятельности в сфере пассажирских перевозок.
"Есть такой орган, который много лет существует, — Транспортная инспекция (подведомственное подразделение Министерства транспорта и коммуникаций). Он занимается этим же контролем и проверкой перевозчиков при выдаче лицензии. Как он теперь будет работать, непонятно. Либо Транспортную инспекцию передадут в МВД, либо оставят", — сказал он.
Николаиди намерен собрать представителей служб пассажирских перевозок, чтобы выслушать их мнение. Он считает, что с передачей многих функций МВД возникают моменты, которые нужно разъяснять.