В Кыргызстане предлагают принять новый закон «О СМИ»

Служба информационной политики администрации президента КР выносит на общественное обсуждение законопроект «О средствах массовой информации».

Согласно законопроекту, необходимость принятия представляемого проекта Закона КР «О средствах массовой информации» вызвана моральным устареванием действующего Закона КР «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года. Правовой ресурс действующего Закона исчерпан, не соответствует реалиям современного общества и поэтому необходимость принятия нового Закона становится очевидна, если иметь в виду перечисленные ниже цели.

Во-первых, приводится в соответствие с конституционными положениями формула свободы массовой информации. Теперь она увязывает свободу массовой информации со свободой мысли и мнения, свободой слова и печати, идеологическим и политическим многообразием, свободой экономической деятельности, многообразием форм собственности и т.д.

Во-вторых, вводится правовое регулирование телекоммуникационной сети «Интернет» с приданием им статуса средства массовой информации, радикально пересматривается весь понятийный аппарат действующего Закона о СМИ. Совершенно иначе в проекте определяются такие базовые понятия как «средства массовой информации», «редакция», «учредитель», «издатель» и т.д. Это особенно важно в контексте появления фигуры собственника СМИ.

В-третьих, правовой механизм учреждения СМИ и организаций, осуществляющих их выпуск, изменен таким образом, чтобы соответствовать требованиям Гражданского кодекса КР и сложившейся практике.

В-четвертых, вводится полномасштабный правовой институт собственника СМИ. При этом институт учредителя СМИ сохраняется, хотя и в сильно урезанном виде. Вообще отказаться от института учредителя невозможно, поскольку Гражданский кодекс КР предусматривает, что у всякого юридического лица должен быть учредитель, который, как правило, является его собственником. Предлагаемая в законопроекте презумпция наличия у учредителя права собственности на СМИ, если из закона или учредительных документов не следует иное, должна предотвратить захват и «черный передел» собственности в данной сфере.

Если учредитель и собственник слиты в одном лице, то юридическая ситуация проста и прозрачна. Однако возможны и такие случаи, когда учредитель лишь создает СМИ, но никаких средств на его содержание предоставить не может. В таком случае ему должно принадлежать только название СМИ.

Однако и собственник не может считаться абсолютным хозяином принадлежащего ему средства массовой информации. Концепция законопроекта включает принципиально важный тезис о том, что журналистика представляет собой не предпринимательскую деятельность, а выполнение общественного долга, функций публичной службы. Вот почему вмешательство владельца СМИ в редакционную политику должно быть ограничено законом и уставом издателя (вещателя).

В-пятых, существующие правовые механизмы, призванные обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации организаций, ответственность средств массовой информации приведены в соответствие с нормами Конституции КР и Гражданского кодекса.

Также предлагается до 1 июня 2023 года провести перерегистрацию СМИ, не прошедшие перерегистрацию считать ликвидированными.