• Мы в соц сетях:

Кыргызстан: инвестиции и стабильность

  Привлечение иностранных инвестиций в экономику республики остается одним из приоритетных направлений экономической политики правительства Кыргызстана. В этой связи предпринимаются все возможные меры по формированию благоприятной бизнес-среды и совершенствованию процесса привлечения инвестиций. В конечном итоге привлечение инвестиций зависит от стабильности в стране и наоборот. И не в малой степени создаваемые условия для ведения бизнеса в стране являются вкладом в будущее и процветание государства.

Статданные после 2010 года


Поступление иностранных инвестиций в Кыргызстан росло в период с 2001 по 2006 гг., после чего наблюдался спад, который был связан с глобальным финансовым кризисом в 2008 году и политической нестабильностью в 2005 и 2010 годах.


По данным Национального статистического комитета КР, в 2011 году приток прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан составил 849,2 млн. долл. США, в 2012 году их объем составил 590,7 млн. долл. США, в 2013 году – 964,5 млн. долл. США, в 2014 году - 727 млн. долл. США. Несмотря на внешние негативные факторы, в 2015 году приток прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызской Республики увеличился на 12,6 % и составил 818,8 млн. долларов в сравнении с 2014 годом. При этом объем инвестиций, направленных на строительство, увеличился в 5 раза за счет увеличения объемов капитальных вложений. В январе-июне 2016 года, по данным Нацстаткома КР, объем поступивших иностранных инвестиций составил 341,5 млн. долл. США. В аналогичный период 2015 года объем инвестиций был равен 498,5 млн долл. США.


Среди стран Таможенного Союза Кыргызская Республика вышла с положительной динамикой по поступлению прямых иностранных инвестиций за 2015 год. Этот результат в основном обусловлен созданием благоприятных условий для ведения бизнеса через сокращение проверок, количество лицензий и других мер государственного дерегулирования.


Основной объем прямых иностранных инвестиций в 2016 году или 87% был направлен на геологоразведку, сферу финансового посредничества и страхования, а также предприятия обрабатывающих производств. При этом если объем инвестиций, направленных в сферу финансового посредничества и страхования, увеличился в 1,8 раз, то в геологоразведку он снизился в 3,8 раз, предприятия обрабатывающих производств – в 2,1 по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.


Среди иностранных инвесторов лидирует Китай, объемы поступления из которого возросли в 15,1 раза, и Турция (в 3,8). Наряду с этим значительно сократились объемы прямых инвестиций, поступивших из Великобритании и Канады, что в целом обусловило снижение инвестиций из стран вне СНГ в 3,3 раза.


Рейтинги до 2010 года


По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2012 году Кыргызстан занял 110 – 111 место в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю. Согласно композитному индексу конкурентоспособности экономики 2011/2012 Кыргызстан находился на 126 месте из 187 стран мира. По рейтингу «Ведение бизнеса 2012» Кыргызстан занимал 70 место, что свидетельствовало о слабых позициях страны по ведению бизнеса. Существующая бюджетно-налоговая система не создавала достаточного поощрения к накоплению средств на инвестиционные цели, на развитие и стимулирование малого и среднего бизнеса. Несмотря на ряд внесенных поправок в законодательство, а также институциональные реформы, малый и средний бизнес Кыргызстана не мог повысить свою конкурентоспособность. Повсеместное незаконное вмешательство со стороны государственных чиновников в деятельность компаний имело прямое отношение к коррупции, которая процветала в стране. Практическое отсутствие доверия среди субъектов хозяйственной деятельности и инвесторов к органам государственной власти также было большой проблемой, которую переживал Кыргызстан после 2010 года.


Стратегия на будущее


Учитывая все имеющиеся проблемы, в 2013 году 14 января руководство Кыргызстана приняло Национальную стратегию устойчивого развития до 2017 года, в рамках которой были определены основные приоритеты, в том числе борьба с коррупцией и создание благоприятных условий для бизнеса.


Более того, 6 февраля 2015 года президент КР Алмазбек Атамбаев утвердил дополнения в Закон «Об инвестициях», принятые Жогорку Кенешем 31 декабря 2014 года.


В соответствии с законом были введены такие понятия, как «инвестиционное соглашение» и «инвестиционный проект». Отныне Правительству КР дается право заключать инвестиционные соглашения для реализации инвестпроекта в соответствии с госпрограммами развития в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере в случае, если инициатором такого проекта выступает инвестор. Подобное дополнение и усовершенствование законов в дальнейшем должно еще больше улучшить инвестиционную привлекательность государства.


В Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 гг. заложена реализация 78 крупнейших инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. Их общая стоимость составляет около 7,4 млрд. долл. США. При этом, по данным Минэкономики КР, реальные возможности республики в их финансировании оценены в 53% а, следовательно, для осуществления планов предстоит привлечь примерно 3,5 млрд. долл. США.


Создание благоприятных условий


В последние годы руководством страны было проделано достаточно много шагов в для улучшения инвестиционной привлекательности - создается благоприятный правовой режим, сокращаются налоговые ставки, предоставляются гарантии сохранности капитала, что приносит вполне ощутимые результаты. По данным Минэкономики КР, за последние 6 лет приток прямых иностранных инвестиций составил внушительную сумму в более чем 4,3 млрд. долл. США. А на реализацию таких проектов, как Верхне-Нарынский каскад ГЭС, альтернативная дорога «Север-Юг», реконструкция ТЭЦ Бишкека, ЛЭП Датка-Кемин, газопровод «Кыргызстан-Китай», реформа военных структур, на основе соглашений привлечено более 5 млрд. долл. США в виде инвестиций.


В 2015 году в рейтинге Всемирного банка «Doing business» Кыргызстан расположился на 67 месте, в 2014 году республика занимала 68 место. В рейтинге Всемирного банка соседний Казахстан расположился на 41 месте, Узбекистан - на 87, а Таджикистан занял 132 место.


Создание Антикоррупционной службы в составе Государственного комитета национальной безопасности, ставшее одним из решений Алмазбека Атамбаева с приходом на пост главы государства в 2011 году, серьезно изменило экономическое положение государства и его инвестиционную привлекательность.


С момента объявления борьбы с коррупцией в общей сложности было возбуждено более 5 тысяч уголовных дел. В казну возвращено около миллиарда сомов в качестве возмещения нанесенного ущерба.


Одним из основных положительных моментов борьбы с коррупцией стало то, что инвесторы получили сигнал, что у них появилась возможность работать в стране без опасений относительно сохранности их инвестиций.


По признанию иностранных экономистов, а также обозревателей, с приходом новой власти в 2011 году в Кыргызстане наблюдается положительная тенденция в части эффективности экономики. По их словам, позитивные продвижения в области привлечения инвестиций, которым способствуют борьба с коррупцией, воля государства и изменение мышления самого населения, позволят в перспективе улучшить благосостояние населения и добиться процветания страны. Они также отмечают, что и стремление государства интегрироваться в ЕАЭС как можно быстрее способствовало внесению корректировок в финансовый сектор государства, а также улучшить качество ведения бизнеса в стране.