• Мы в соц сетях:

Актуальные вопросы взаимодействия власти и общества обсудили в Бишкеке

В Бишкеке состоялась экспертно-молодежная конференция на тему: «Власть и общество: вопросы повышения уровня взаимодействия и доверия».

В мероприятии приняли участие известные политологи, экономисты, общественные деятели, а также преподаватели и студенты вузов Кыргызстана.

Организатором конференции выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».

В ходе дискуссии эксперты и молодежь КР обсудили следующие актуальные вопросы:

- Проблемы и перспективы взаимодействия власти и общества КР;
- Анализ эффективности инструментов коммуникации «власть-общество»;
- Роль и место молодежи в большой политике Кыргызстана.

Азамат Темиркулов, д.п.н., политолог:

«В Кыргызстане мощное гражданское общество, которое активно интересуется политикой. Это подтверждает наличие в стране большого количества политических партий и неправительственных организаций.

Три переворота, случившихся в КР за 15 лет, говорят об отсутствии эффективных каналов коммуникации между властью и населением. В этом вопросе показателен пример России. Несмотря на огромную территорию, в РФ успешно функционируют платформы, где общество может выражать свое мнение, обратиться напрямую к той или иной госслужбе. Кроме того, в стране работает такой механизм, как онлайн-петиция, т.е. не нужно тратить время на сбор подписей – достаточно заполнить форму в интернете. И, что самое важное, такой документ будет принят к рассмотрению.
Внедрение подобных средств коммуникации оказало бы положительный эффект и на общественно-политическую жизнь Кыргызстана. А самым оптимальным было бы участие граждан в принятии законопроектов, а также важных социальных, экономических и политических решений посредством интернета. Тем более, доступ к скоростному мобильному интернету есть у 90% населения. Это было бы не только демократично, но и безопасно: протестный потенциал был бы нивелирован, и граждане не выходили бы на улицы».

Исхак Масалиев, экс-депутат Жогорку Кенеша КР:

«Решить проблему слабого взаимодействия власти и общества может развитие системы обратной связи. При таком подходе любой госорган должен будет тщательно перепроверять информацию и своевременно знакомить с ней население. Также граждане получат возможность высказывать свои предложения чиновникам или депутатам в режиме «онлайн».

Чтобы снизить наметившийся накал в обществе, властям необходимо моментально реагировать на критические замечания. Соблюдение принципа обратной связи – залог эффективной работы. Надеюсь, мы придем к качественной коммуникации между властью и народом».

Алмаз Насыров, эксперт по вопросам госуправления:

«Сегодня мы видим некую конфронтацию власти и общества, отсутствие эффективного диалога. Причем, такое «поведение» носит манипулятивный характер как со стороны власти, так и институтов гражданского общества. Отдельные политические процессы входят в противоречие с потребностью общества в проведении широких социальных и политических реформ. Год от года власть становится все более нетерпимой к проявлениям независимости со стороны любых политических сил, также ограничивается активность гражданского общества.

В процессах общественного и государственного развития большую роль должна играть молодежь. Однако в Кыргызстане принципы и механизмы взаимодействия властных структур с молодежью пока не имеют четкого определения. Взаимодействие носит несистемный характер, ограничиваясь целевыми встречами».

Аскар Бешимов, экс-заместитель министра иностранных дел КР:

«Взаимодействие власти и общества в Кыргызстане происходит по двум линиям: посредством закона и морали. Власть понимает, что, принимая любые законы, 100-процентного одобрения она не получит, будет какое-то количество недовольных. Вторая линия – мораль. Мы все говорим о справедливости, борьбе с коррупцией, но в то же время общество терпимо относится к таким явлениям. Следовательно, какой народ – такая и власть, какая власть – такая жизнь.

Явка избирателей на всех выборах в нашей стране составляет лишь около 50%. Причем, большая часть тех, кто голосует – старшее поколение. Молодежь больше критикует, но к избирательному процессу относится инфантильно.
Она сейчас слишком сегментирована: выделяется молодежь сельская и городская. Власть должна будет выбирать на кого опираться, и выбор падет на сельскую молодежь. Именно она будет выражать мнение большинства.

Интересен и тот факт, что бишкекская молодежь, проявляющая активность в соцсетях, традиционно показывает минимальную явку на выборах».

Алина Молдокеева, к.п.н., политолог:

«Роль и место молодежи в политических процессах КР велико. Но, как это не парадоксально, положение самой молодежи весьма удручающе. Кыргызстан разработал и принял ряд важных документов и программ по молодежной политике, которые, к сожалению, существуют лишь формально. Речь идет о национальных программах «Кыргыз жаштары» (2006-2008) и «Жаштык» (до 2010 г.), концепции развития государственной молодежной политики, просуществовавшей до 2010 года, программе Правительства КР «Развитие молодёжной политики на 2017-2020 гг.», законе КР «Об основах государственной молодёжной политики» и проекте «Концепции молодежной политики на 2020-2030 гг.». Кроме того, неоднократно создавались и затем расформировывались или реформировались различные молодежные органы, как Министерство по делам молодежи, государственные комитеты и комиссии.

В Кыргызстане относительно молодое население. Согласно данным Нацстаткома КР, молодёжь (в возрасте от 14-28 лет) составляет 1 610 309 человек или 25,7% от общего числа граждан. Как показывают исследования, в молодежной среде сегодня резко усилилось чемоданное настроение. Кыргызстанцы все чаще задумываются над тем, чтобы покинуть Родину и уехать в другие страны. Основная причина – нехватка рабочих мест и маленькая заработная плата. Об этой проблеме стоит задуматься хотя бы в том ключе, что государство теряет своих избирателей. Кто будет голосовать через 10-15 лет? Необходимо принимать действенные меры по работе с населением, в частности, с молодежью, иначе завтра будет поздно».

Роман Косенко, гражданский активист:

«Граждане не имеют возможности полноценно взаимодействовать с органами власти. Все это происходит в результате расхождения интересов общества с интересами политических сил, являющихся бизнес-проектами отечественных олигархов. Социальное и имущественное неравенство не оставляет шансов на развитие высокой культуры, просвещения, достойного уровня жизни. Не говоря уже о взаимодействии общества с властью. Только поворот политического курса в другую сторону может принести позитивные изменения».

Аян Карасартова, студентка Международного университета Кыргызской Республики:

«Политическая жизнь в Кыргызстане очень насыщенная. За 30 лет независимости в стране произошли три государственных переворота. Разочаровывает народ кадровая чехарда: только мы запоминаем имя премьер-министра, как состав кабмина полностью меняется.
Согласно официальным опросникам, государственной власти сегодня больше всего доверяют в трех областях: Иссык-Кульской, Баткенской и Нарынской. Там свое положительное отношение высказывает половина жителей. Меньше всего доверяют руководству властям, в частности правительству, в столице. Так, бишкекчане, как опять же показывают исследования, совсем не довольны работой ряда государственных служб – к примеру, ГТС и ГНС.

Низкий уровень доверия к парламенту и его аппарату связан с наличием большого количества в нем случайных людей – зачастую родственников и друзей власть имущих».

Дастан Мирланбек уулу, студент МУКР:

«Доверие граждан – это особый источник силы государственной власти и показатель ее эффективности.
Чтобы устранить недоверие народа к госорганам, нужно допустить граждан к участию в процессах госуправления. А для этого необходимо решить следующие задачи:

1. выработать механизм оперативного реагирования на проблемы народа;
2. четко разграничить полномочия и ответственность между различными уровнями власти путем совершенствования законодательной базы;
3. применять более жесткие принципы отбора на государственную службу с одновременной разработкой и внедрением механизмов нормативно-правового регулирования поведения государственных служащих;
4. акцентировать работу подразделений по связям со СМИ на обеспечение более полного освещения в прессе деятельности соответствующих органов и должностных лиц;
5. проводить консультативные мероприятия по вопросам формирования у населения доверия к власти.
Особо отмечу, что нравственные стандарты поведения государственных служащих должны стать ведущим фактором, определяющим качество и эффективность государственного управления».

В ходе конференции эксперты и молодежь сошлись во мнении, что в Кыргызстане необходимо создать специализированную онлайн-платформу, которая будет способствовать непрерывному диалогу власти и гражданского общества.

http://enw-fond.ru/proekty/13507-aktualnye-voprosy-vzaimodeystviya-vlasti-i-obschestva-obsudili-v-bishkeke.html