• Мы в соц сетях:

Новое законодательство нацелено на улучшение инвестиционного климата КР

Инвестиционный климат в Кыргызстане, к сожалению, ухудшился. Для иностранных инвесторов страна теряет привлекательность и это обусловлено множеством факторов. Минувший год был действительно сложным и события, связанные с пандемией и сменой власти в стране, заставляют потенциальных инвесторов обдумать возможные риски. Это нормальная практика, никто не хочет отдавать свои деньги непонятно куда. Но как же Кыргызстану стать более привлекательным и, что для этого нужно сделать чиновникам? На самом деле много чего, и работа в этом направлении постепенно набирает обороты. Так, например, на текущей неделе был подписан закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам поддержки инвестиций».

Если смотреть на ситуацию в мире в целом, то отмечается тенденция оттока инвестиций из развивающихся стран. Сейчас для крупных игроков главная задача не преумножить свой капитал, а сохранить. Для этого денежные вливания происходят только в уже рабочие проекты и стартапы, или в те проекты, которые точно могут себя оправдать и окупить. Кыргызстан же такими проектами похвастаться не может. Кроме того, иностранных инвесторов отпугивает и ситуация с национализацией компаний, которая проходила при прошлых властях. Кто захочет инвестировать, развивать инфраструктуру, строить планы для того, чтобы в будущем просто на просто лишиться своего дела. Правильно, никто.

Государству необходимо четко дать понять потенциальным инвесторам, что их денежные вливания будут застрахованы от несправедливости и беззакония. Кроме того, необходимо проводить работу по информированию всех сторон пользы инвестиций для Кыргызстана. Ведь это не только налоговые отчисления, но и создание рабочих мест, улучшение инфраструктуры и различные побочные проекты. Кроме того, это влияние на имидж страны. Следовательно, чем будет лучше имидж страны, тем больше потенциальных инвестиций может прийти. Это как снежный ком, но это также работает, наоборот.

Какие же новшества предлагает Министерство экономики?

«В целях внедрения новых механизмов стимулирования притока прямых инвестиций в Кыргызскую Республику, подписан Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам поддержки инвестиций», инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Нурбаевым А.М. и другими депутатами, проработанный совместно с Министерством экономики Кыргызской Республики, Государственным агентством земельных ресурсов при Правительстве Кыргызской Республики, а также с другими заинтересованными государственными органами», - говорится в сообщении министерства экономики.

1. Вводится понятие «инвестиционных лотов», под которым понимается комплекс решений, предоставляемых инвестору с учетом специфики инициируемых проектов, которые содержат в себе инвестиционное предложение, инфраструктуру проекта, активы, анализ сырьевой базы и рынков сбыта, предоставление разрешительных документов и преференций;

2. Упрощается перевод земель посредством передачи районной государственной администрации права перевода:

-перевод пастбищ, сенокосов и видов несельскохозяйственных угодий категории земель сельскохозяйственного назначения в другие виды или в другие категории земель, кроме перевода земель под строительство жилья и сельскохозяйственных земель;

-всех категорий земель и виды угодий, выделяемых под кладбища, объекты питьевого водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений, мусорные полигоны, в другие категории земель;

-перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с формированием инвестиционного лота, включенного в реестр уполномоченного органа по продвижению инвестиций;

3. Снижение порога инвестиций в инвестиционный проект до 10 миллионов долларов США для заключения Инвестиционного соглашения путем прямых переговоров между Правительством Кыргызской Республики и инвестором. Ранее такой порог составлял 50 млн.долл.США;

4. Агентству по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики права выдачи ходатайства перед Министерством иностранных дел КР на получение инвестиционной визы инвесторам, вложившим более 10 миллионов сомов;

Кроме того, будут изменены законодательства, связанные с государственно-частными предприятиями.

  • проекты ГЧП разграничиваются на крупные и малые проекты;
  • предоставляется возможность проводить тендер при наличии одной заявки на участие в квалификационном отборе и/или при наличии не менее одного тендерного предложения на стадии отбора победителя тендера по крупным проектам.
  • Центр ГЧП при Министерстве экономики определяется в качестве уполномоченного государственного органа по координации проектов ГЧП».
  • упрощаются процедуры инициирования и подготовки проекта ГЧП;
  • принимая во внимание ситуацию с мировой пандемией коронавирусной инфекции и необходимостью реализации инвестиционных проектов для экстренного решения экономических задач в результате данной проблемы, предусмотрена возможность определения частного партнера на основании прямых переговоров в случае введения режима чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации на территории республики;
  • в целях качественной реализации проектов, предусмотрена возможность получения комментариев для участия в тендере от участников тендера для внесения изменений в запросы квалификаций и предложений, а также в проект соглашения о ГЧП.

Практика и мировой показывает, что ГЧП — это достаточно перспективное направление, которые стало популярным в начале 2000-ых годов. Так, во многих странах мира благодаря такому партнерству открывались больницы и различные стратегические объекты, кроме того, поднимались экономики стран. Подобный опыт применяется не только в развивающихся странах, но и в странах с ведущей экономикой. Ведь это позволяет не только привлечь финансирование, но и также создает побочные отрасли, небольшие компании, которые являются сателлитами крупных, тем самым создаются новые рабочие места. Из примеров можно привести Канаду, где наиболее популярными для ГЧП являются проекты, связанные со здравоохранением, в частности строительство больниц. Для Кыргызстана этот вопрос как нельзя актуален, ведь опыт пандемии показал все недостатки системы здравоохранения. Подобных примеров много достаточно много, но в конкретной ситуации необходимо проводить глубокий анализ и подбирать наиболее актуальные отрасли для Кыргызстана.