• Мы в соц сетях:

В Кыргызстане обсуждается новый проект Конституции

В Кыргызстане намечается принятие очередной Конституции. С первых дней своего пребывания во власти об этом говорил Садыр Жапаров – до 14 ноября 2020 года премьер-министр, И.О. президента КР. Однако, в народ данную инициативу вынесли те самые депутаты парламента, которые ранее продлили свои полномочия и приняли поправки в закон о выборах президента и Жогорку Кенеша.

Проект новой Конституции предусматривает внедрение института народного курултая. Новая редакция основного предлагает вообще предлагает максимально расширить полномочия главы государства. Согласно предложенному проекту, ему будут подконтрольны абсолютно исполнительная, законодательная и судебная ветви власти, а также народный курултай.

Видимо, в целях тотального закрепления авторитаризма авторы конституционной реформы нацелились «уточнить и скомпоновать по направлениям» все права и свободы граждан, а также ввести тотальную цензуру СМИ.   

На официальном сайте ЖК КР сообщается, что разработчиками проекта и инициаторами проведения референдума по его принятию выступили 80 депутатов, т.е. ровно две трети от общего состава парламента. Однако после того, как законопроект был вынесен на общественное обсуждение, некоторые народные избранники заявили, что не подписывались под инициативой, а это значит, что инициатива не легитимна, как минимум по причине того, что за нее не проголосовали необходимые две трети.

По оценкам большинства экспертов, общественных объединений и политических сил, инициатива вообще противозаконна и антиконституционна, как с точки зрения легитимности шестого созыва парламента, так и в плане предлагаемых изменений.

Узурпацией власти назвала предлагаемый вариант Конституции депутат ЖК КР Евгения Строкова.

- В случае принятия этого проекта, Кыргызстан превратится в государство с жесткой авторитарной системой управления, где вся власть будет сосредоточена в одних руках. Я предполагаю, что некоторые люди, не вникая в суть, будут аплодировать инициативе сократить число депутатов. Но это большая утопия. Потому что, чем меньше состав Жогорку Кенеша, тем проще им управлять и манипулировать, в данном случае эта функция будет передана президенту. Согласно предлагаемым поправкам, вообще не понятна функция законодательной ветви власти, по сути, она превращается в имитирующую структуру, играющую роль «свадебного генерала», и даже не генерала, а скорее, прапорщика, - сказала Евгения Строкова. 

Она убеждена, что парламентская форма правления – это наиболее подходящая для Кыргызстана политическая система, которая сейчас проходит период становления.  

- Несмотря на то, что в последнее время это понятие было извращено, парламент по своей сути является представительством народа. Да, народ не всегда делал удачный выбор, но не стоит забывать, что парламентаризм в КР молод, и сейчас проходит веху своего становления. Я уверена, что постепенно партийная система в Кыргызстане, если ее не придушат на корню поправками в Конституцию, будет совершенствоваться и в итоге пример правильные формы, - пояснила депутат.  

Вызывает непонимание у Евгении Строкой и стремление власти ввести в стране институт народного курултая.

- Несмотря на название, народным он никак не будет. Членов народного курултая будет выбирать президент, он же будет решать, когда им собираться и какие вопросы рассматривать. На мой взгляд, это будет структура, которая будет обеспечивать президенту дополнительный рычаг давления на парламент и правительство. Если парламент и президент избираются народом, то члены народного курултая будут избираться главой государства, т.е. они будут целиком и полностью ему подконтрольны. Тогда почему его называют народным? Я полагаю, что это очередная попытка манипулировать народом, - отметила парламентарий.

Негативное отношение вызвал у нее и пункт, касающийся цензуры, ориентированной якобы, на защиту нравственных принципов кыргызского общества.  

- Я не всегда приветствую деятельность журналистов. Не секрет, что некоторые из них пишут заказные статьи, манипулируют информацией, иногда выдают за правду ложь и клевету, но то, что предлагается новым проектом Конституции – это механизм публичной казни свободы слова в Кыргызстане вообще. Кто компетентен в вопросах нравственности и может взять на себя роль цензора? Как, на основании чего и по каким критериям будет определяться уровень нравственности той или иной публикации? – задается вопросами Евгения Строкова.

Она выразила непонимание относительно мотивации своих коллег-депутатов, подписавших данный законопроект.

- Я понимаю, что в политике нужно уступать, идти на компромиссы. Были моменты, когда мы шли на уступки в каких-то вопросах даже вопреки собственным убеждениям, но мы делали это ради того, чтобы нормализовать и восстановить стабильность в стране. Но то, что происходит сейчас – это уже не компромисс, это что-то за гранью допустимых уступок. По сути, мои коллеги, подписавшиеся под этим документов, сами себе удавку на шею надели. Не исключено, что они достигли каких-то договоренностей с нынешней властью, но тенденция последнего времени такова, что договоренности в нашей стране зачастую не соблюдаются, - подчеркнула депутат.

Она добавила, что в сложившейся ситуации ее огорчает социально-экономическое будущее страны, учитывая, что на эти вопросы в этой политической чехарде никто не обращает внимания, а также тот факт,  что политические перипетии негативно отражаются на общественных настроениях.

- Все происходящее может привести к тому, что население республики, как представители национальных меньшинств, так и титульной нации,  начнут массово покидать страну, как только откроются границы, - добавила она.

В том, что при подготовке проекта конституционной реформы были нарушены все правовые, юридические, конституционные процедуры, уверен политолог Эдил Осмонбетов.

- О грубейших нарушениях закона при подготовке этого проекта говорят комментарии и оценки юристов, политиков, общественности и даже Венецианской комиссии. Такое ощущение, что народ держат за дураков. Непонятно, кто автор этого проекта. Многие депутаты заявляют о том, что не подписывали проект. Кроме того, свою оценку проекта должно дать конституционное совещание, минимум полгода они должны обсуждать проект, подготовить документы, потом только он может быть вынесен на общественное обсуждение, которое также проходит несколько месяцев, и только потом принимается решение о проведении референдума. Но ничего из этого не было сделано, - пояснил эксперт.  

Более того, он убежден, что принятие предложенного проекта Конституции станет откатом страны на десятилетия назад.

- Конституция – это вектор развития страны, а у нас сейчас происходит противоположный процесс. Я считаю, что новый проект Основного Закона, предложенный на рассмотрение, совершенно не отвечает требованию сегодняшнего дня. Мир изменился, сегодня перед миром стоят новые вызовы и угрозы, и мы должны идти в ногу со временем с глобализацией, ориентируясь на опыт успешных стран. Я за систему сдержек и противовесов, за сильный парламент и сильное правительство. Я не понимаю, в чем смысл народного курултая, зачем уходить от формулы успешного госуправления – парламент, президент, правительство, апробированной во всем цивилизованном мире? – добавил Эдил Осмонбетов.

Он уверен, что попытки принять данный законопроект не будут способствовать стабилизации общественно-политической обстановки в Кыргызстане, а лишь усугубят и без того не простую ситуацию, отягощенную влиянием пандемии, ухудшением социально-экономического положения населения, закрытием границ и глобальными геополитическими процессами.

Оценку проекта новой Конституции на своей странице в Facebook дал экс-премьер-министр, экс-депутат ЖК КР Феликс Кулов.

«Не могу назвать этот проект новой Конституцией, так как, практически большая часть статей сохранились, кроме тех, где расширены полномочия президента, но слегка в измененной редакции. Плюс появился курултай. Стало понятно, что редакционные правки и перестановка статей сделаны только с одной целью: показать несведущим людям, что новая власть родила новый Основной Закон страны.

Вместе с тем, подчеркивая, что депутаты представили по сути видоизменный в некоторых частях вариант действующей Конституции, следовательно, он согласно статье 114 Конституции должен иметь статус Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» и поэтому должен приниматься в трех чтениях с перерывом между чтениями в 2 месяца, но перед этим должно быть получено заключение Конституционной палаты», - пишет Феликс Кулов.

Политик уверен, что новый проект нацелен законодательно закрепить узурпацию власти.

«Президент становится не только главой государства, но также главой исполнительной ветви власти, т.е. правительства. Но при этом есть ещё отдельный глава правительства, у которого нет абсолютно никаких полномочий. Это мальчик на побегушках и для битья. Единственное, что ему разрешили – это подавать прошение об отставке, и ещё он может в случае досрочной отставки президента временно исполнять его полномочия.

- Президент влияет на назначение практически всех ветвей власти и государственных органов. Единственное, что соизволили парламенту, который теперь будет состоять из 90 депутатов одномандатников, – это давать согласие на их назначение. Но при этом отобрали у депутатов право выражать недоверие правительству или отдельным его членам.

- Курултай – непонятный орган. Вроде независимый, но не может собраться пока президент не снизойдет его созвать. Написано, что курултай принимает решения, но в тоже время они носят рекомендательный характер», - говорится в посте.

Феликс Кулов также обращает внимание, что по новой Конституции президент избирается на 5 лет. Но в статье о введение в действие Конституции, избранный 10 января Президент будет считаться избранным по старой Конституции на 6 лет.

«Все что можно сделать для «любимого», депутаты постарались сделать. Однако, как можно избирать президента и давать ему полномочия по Конституции которой ещё нет на момент его избрания? К тому же неизвестно будет ли она принята на референдуме.

Понятно, что ее протащат, понятно, что нас ожидают масштабные фальсификации, ибо на кон поставлено слишком много. И не дай Бог, чтобы это привело к повторению октябрьских событий в худшем их виде.

Так что при нынешнем состоянии экономики, на которую уже накладываются пустые и популистские обещания, нас ждут нестабильные времена», - отмечает политик.

По его мнению, Кыргызстан не должен принимать этот проект Основного Закона, а возможность провести конституционную реформу должна быть предоставлена депутатам седьмого созыва.   

«Уверен, что подавляющая здравомыслящая часть общества крайне отрицательно воспримет новую Конституцию», - написал Феликс Кулов.

Негативную оценку проекту конституционной реформы дал и жкс—депутат ЖК КР Исхак Масалиев.

«Суть поправок – создать суперпрезидентскую власть. Рушится вся система сдержек и противовесов. Что характерно, в обосновании проекта «авторы» пишут, что народ в октябре требовал изменить Конституцию. Ложь! Народ протестовал против массового подкупа на выборах, отмены итогов голосования 4 октября. Что интересно, подкуп организовали большинство нынешних депутатов, находившихся в списках «Мекеним Кыргызстан» и «Биримдик». Теперь они стали союзниками и агитаторами кандидата на должность президента – Садыра Жапарова. Президента подвели, а И.О. тем более сдадут. Пора останавливать беспредел», - написал на своей странице в социальной сети бывший депутат.

Наталья Крек