• Мы в соц сетях:

Ишенбай Кадырбеков: жить надо по Конституции, а не «по понятиям»

ЦИК КР вынесла решение о проведении повторных парламентских выборов, днем позже депутаты ЖК КР приняли закон о приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша», который, по сути, переносит выборы на неопределенный срок. Возник конфликт – Центризбирком уже объявил день выборов, следовательно одним решением депутатов этого уже не изменить. Тогда группа политических партий обжаловала решение избирательной комиссии в суде. Административный суд столицы отменил постановление ЦИК, которая в свою очередь подала кассационную жалобу в Верховный суд на решение Административного суда Бишкека. Парламент или ЦИК действует вне правового поля? На этот и другие вопросы в интервью «Регион.kg» ответил экс-спикер ЖК КР Ишенбай Кадырбеков.

«Регион.kg»: ЦИК КР назначил на 20 декабря повторные парламентские выборы. Насколько это решение было правовым? Насколько целесообразно в данный момент проводить выборы, учитывая, как пояснил депутат Талант Мамытов, сложную социально-экономическую, эпидемиологическую и общественно-политическую ситуацию в КР?

- Парламентские выборы, прошедшие 4 октября решением Центризбиркома КР признаны недействительными. Полномочия шестого созыва ЖК КР истекают 28 октября. Поэтому ЦИК в соответствии с действующими конституционными нормами был обязан объявить повторные парламентские выборы, что он и сделал с положенный срок, в соответствии с законодательством. Ссылка Таланта Мамытова на сложную социально-экономическую, эпидемиологическую и общественно-политическую ситуацию - от лукавого. Разве на 10 января 2021 года не назначены выборы президента КР? Мы должны избрать новый состав парламента, как того требует Конституция, в противном случае, мы рискуем оказаться в ситуации беззакония.

«Регион.kg»: Как бы Вы оценили действия депутатов, которые накануне принимали поправки в закон о выборах, а на следующий день внезапно и поспешно приняли решение затеять конституционную реформу и отменить повторные парламентские выборы?

Во-первых, депутаты приняли закон о приостановлении некоторых норм конституционного Закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша» в нарушении Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики». Следовательно, его нормы ничтожны.

Во-вторых, принятый ими закон не имеет юридической силы на основании того, что согласно статьи 9 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения. ЦИК принял решение о проведении повторных выборов ранее, т.е. отношения возникли, и более 20 политических партий заявили о желании участвовать в повторных выборах.

Кроме того, нормы закона, принятые депутатами, вошли в коллизию с нормами Конституции КР. Согласно части 1 статьи 32 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» в случае коллизии между нормативными правовыми актами, субъекты правоотношений руководствуются нормативным правовым актом, обладающим более высокой юридической силой. Суть коллизии заключается в том, что согласно принятого депутатами закона повторные выборы будут назначены после проведения конституционной реформы, то есть после января 2021 г. Конституционную же реформу можно провести после принятия соответствующего закона Жогорку Кенешом в порядке, установленным ч. 3 статьи 114 Конституции КР, согласно которой Жогорку Кенеш принимает закон о внесении изменений в Конституцию не ранее 6 месяцев со дня его внесения на рассмотрение ЖК большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов парламента, после проведения не менее трех чтений с перерывом между чтениями в 2 месяца. Таким образом, ввиду того, что Конституция обладает более высокой юридической силой, принятый депутатами закон потерял юридическую силу.

Административный суд г. Бишкека принял решение об отмене решения ЦИК ссылкой на закон, не имеющий юридической силы. Более того, на момент принятия им решения, закон, на который он сослался, официально еще не вступил в силу. Так, согласно ч. 2 статьи 30 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Таким образом, если новая власть очень хочет провести конституционную реформу, то не должна оказывать влияние на принятие решения Верховным судом, который если будет следовать букве закона, обязан будет отменить решение Административного суда г. Бишкек. Повторные же выборы депутатов ЖК должно пройти 20 декабря.

«Регион.kg»: Каково Ваше личное мнение относительно инициативы в очередной раз изменить Конституцию КР, не зависимо от того, попытается это сделать шестой созыв ЖК КР, или же этим займется уже новый состав депутатов?

- Я всегда был противником этого, я вообще против реформирования Конституции, тем более, когда такие инициативы исходят в рамках складывающейся внутриполитической конъектуры. Мы попали в Книгу рекордов Гиннесса, за 30 лет изменив свою Конституцию 12 раз, потому что в тот или иной момент Основной Закон не отвечал интересам определенных политических групп. Мы должны уважать свою Конституцию и следовать ее нормам, а менять ее каждый раз, когда кому-то что-то в ней не понравилось, это очень плохая привычка.

«Регион.kg»: Насколько Кыргызстану подходит парламентаризм?

- На мой взгляд, это единственная форма правления относительно других, которая подходит Кыргызстану, которая приемлема для нашего народа, потому что в ментальности кыргызов заложено проводить курултаи, которые испокон веков решали все правовые вопросы. Другой вопрос, что мы не реализуем законы, прописанные в нашей Конституции, и это происходит потому, что отдельные личности приходя на высокую государственную должность, пытаются выйти за пределы Основного Закона, чтобы узурпировать власть, и через свои карманные партии, которые они проталкивают в Жогорку Кенеш, осуществлять свою авторитарную власть. Чем это в итоге заканчивается, мы видим.

Что такое парламентская страна – это страна, где исполнительную ветвь власти формирует парламент, и где главным действующим институтом с практически неограниченными полномочиями является правительство, в то время, когда у парламента и президента ограниченный перечень полномочий. Просто жить надо по Конституции, а не «по понятиям». К сожалению, наши правители к Основному Закону относятся не уважительно, а действуют, как раз, «по понятиям».