• Мы в соц сетях:

Новая стратегия США по ЦА: истерика гегемона

В конце июня текущего года состоялось очередное заседание формата С5+1, в котором приняли участие министры иностранных дел стран Центральной Азии и Госсекретарь США.

Во время встречи со своими центрально-азиатскими коллегами Майк Помпео с исключительным отработанным веками американским «дружелюбием», подобным тому, когда жители Старого Света «добродушно» улыбаясь даровали местным аборигенам одеяла с оспой, рассказывал о благих намерениях США, изложенных в их новой стратегии по Центральной Азии. Документ, на первый взгляд, не особо отличается от своей предыдущей редакции полной пустых обещаний и намерений американцев, которым не суждено перейти в практическую плоскость.

Как изменилась предыдущая стратегия? 

Традиционно в документе декларируются самые благие намерения заокеанского гегемона. В его новой редакции Вашингтон лишь несколько переставил акценты и, пожалуй, более четко обозначил свои геополитические амбиции.

Так, экспорт демократии и всяческих прав и свобод человека отодвинут на второй план, на первый же выставлены экономическое сотрудничество и реализация крупных энергетических проектов, взаимодействие в сфере безопасности и борьбы с международным терроризмом, и прочие стеклянные бусы.

Претерпел изменения документ и в части ключевых бенефициаров. Согласно новой стратегии, главными получателями американских «ништяков» становятся Казахстан и Узбекистан, тогда как другим трем республикам отводится скорее роль зрителя на этом «празднике жизни» – Кыргызстан, Таджикистан и Туркмения упоминаются лишь номинально, и то лишь потому, что из песни слов не выкинешь, а республики с карты региона не сотрешь. 

Такой неодинаковый подход к разным странам региона вполне понятен. Во-первых, Туркменистан придерживается нейтралитета и во всякие геополитические игры предпочитает не играть, относительно Таджикистана у американцев есть не афишируемые планы, а Кыргызстан – бывший островок демократии ЦАР – вообще числится недругом Америки с тех пор, как официальный Бишкек притормозил подписание соглашения о сотрудничестве между КР и США в той редакции, на которой настаивает Вашингтон.

Во-вторых, основными направлениями взаимодействия с этими странами, в которые американцы и их европейские союзники вкладывали немалые средства, как на официальном уровне, так и посредством серых схем – доставка неучтенной наличности дипломатическим грузом через Посольства США, были «развитие» демократии и построение гражданского общества, которые, как было отмечено, перестали быть приоритетными в новой стратегии.

Видимо, в силу того, что американские власти пришли к выводу, что продолжать работу на этом фронте более выгодно без лишних декламаций, т.е. направляя в нужное русло и потихоньку подкармливая наличными из коробок, которые хранятся в подвалах диппредставительств, подконтрольные неправительственные организации.

Перспективы экономического сотрудничества: сам не гам, и другому не дам

Что же касается экономического сотрудничества, то за тридцать лет независимости этих республик уровень американских инвестиций в Кыргызстан, Таджикистан и Туркмению составил чуть больше нуля, т.е. в этих странах не было запущено ни одного мало-мальски значительного проекта.

В то время, как Казахстану и Узбекистану в этом плане повезло больше – сюда американские инвесторы вкладывались, реализуя достаточно крупные совместные проекты в нефтяной, машиностроительной и других сферах. Об этом говорил и Майк Помпео, недвусмысленно намекая Нур-Султану и Ташкенту, что западный бизнес может и свернуть свое присутствие в этих странах, если те не снизят степень своего сотрудничества с Россией и Китаем, которые с недавних пор официально объявлены противниками США, ибо угрожают мировому лидерству страны звездно-полосатого флага.

Стеганув кнутом, высокопоставленный чиновник из Вашингтона, достал пряник, пообещав компенсацию за лояльность в виде увеличения объемов инвестиций со стороны американского бизнеса. Правда, никакой конкретики с его стороны традиционно не прозвучало.

Борьба с терроризмом: теория и практика двойных стандартов

Что касается, антитеррористического вектора сотрудничества США и стран Центральной Азии, то здесь как раз и кроется вся суть американской дипломатии. Дело в том, что Вашингтон не просто активно навязывает странам региона сотрудничество с Афганистаном, включив ИРА в проект «Большая Центральная Азия», но и пытается вовлечь Казахстан и Узбекистан в процесс мирного урегулирования конфликта между талибами и официальными афганскими властями на фоне сворачивания американского присутствия в исламской республике.

Посыл, как всегда, благой – урегулировать ситуацию и способствовать улучшению жизни мирных афганцев, тем самым снизить уровень угроз безопасности, исходящих из Афганистана. Все это приправлено игрой на амбициях – поднимается международный авторитет и подчеркивается региональное лидерство Нур-Султана и Ташкента.

Суть же кроется в том, что вопросы стабилизации Афганистана США волнуют в самую последнюю очередь. У них совсем иные ключевые задачи. Во-первых, создать жесточайшую конкуренцию между Казахстаном и Узбекистаном, и таким образом не допустить сближения стран региона и создания регионального объединения. Во-вторых, отвлечь их от интеграции с Россией и Китаем. А самое главное, переложить на страны региона всю ответственность за будущую ситуацию не только в ИРА, но и в Центральной Азии.

Если провести параллель между нынешней стратегией США по ЦА и оспенными одеялами для аборигенов, то одеяла в данном случае – это миротворческие намерения американцев и их стремление к сотрудничеству со странами региона в этом направлении, в то время как, сосредоточивание американскими силами группировок из числа боевиков ИГИЛ и других террористических организаций, воевавших в Сирии и Ираке, многие из которых являются выходцами из стран постсоветского юга, на рубежах региона – это те самые споры оспы.

Гегемон в истерике 

Новая стратегия Вашингтона по ЦАР, хоть на первый взгляд и не сильно отличается от предыдущей, между тем имеет ряд серьезных особенностей, указывающих на судорожное стремление Вашингтона сохранить свой статус гегемона. Теперь это не просто набор упакованных в красивую обертку пустых обещаний, это вполне конкретный план действий, нацеленный на использование центрально-азиатских государств в геополитических игрищах США против России и Китая.  

Как отметил в одном из интервью известный американский политолог и публицист Фил Батлер, тесные связи с Россией – одна из главных причин пристального внимания к маленьким среднеазиатским странам со стороны ЦРУ. Кроме того, главной мишенью неприязни США служат международные проекты.

«Если говорить о Средней Азии, то одной из самых заметных инициатив является строительство железнодорожной магистрали «Китай — Киргизия — Узбекистан». ЦРУ и Госдепартамент США поставили было крест на этом проекте, объявив его нежизнеспособным. Однако оживившийся интерес к перспективному железнодорожному маршруту и возможное участие России в его создании могут заставить Вашингтон насторожиться. США ревнуют к чужим успехам и не заинтересованы в том, чтобы их главные политические оппоненты на международной арене поддерживали дружеские и деловые связи с соседями. Американская разведка и институты внешней политики США хотели бы разорвать все связи, если нити тянутся не к Вашингтону», – подчеркнул Фил Батлер.

http://snob.kg/labirint/item/686-novaya-strategiya-ssha-po-tsa-isterika-gegemona