В Кыргызстане вновь заговорили про американскую военную базу

Конфликт между Ираном и США стал поводом для возобновления дискуссии о правильности принятого бывшим президентом КР Алмазбеком Атамбаевым решения о выводе с территории Кыргызстана центра транзитных перевозок НАТО, называемого в народе американской базой.

Так, прозападные гражданские активисты, которые в 2014 году выступали против выведения американского военного контингента с территории республики, а теперь периодически поднимают вопрос о необходимости вернуть американскую базу в КР, упрекают бывшего главу государства в недальновидности, которая, по их мнению, может нанести ущерб безопасности республики.

Однако авторитетные эксперты по-прежнему считают принятое бывшим президентом КР в 2014 году решение о выводе с территории республики центра транзитных перевозок, использовавшегося для ведения военных операций НАТО в Афганистане, верным.

Так, по словам заслуженного юриста КР Кайрата Осмоналиева, в 2001 году учитывая проблемы в Афганистане, Кыргызстан продемонстрировал приверженность целям борьбы с международным терроризмом и предоставил блоку НАТО возможность для размещения ЦТП на своей территории. По истечению срока, оговоренного в соглашении, контингент коалиционных сил покинул республику.

- Я не понимаю тех, кто сейчас поднимает вопль о необходимости вернуть в КР американский военный контингент. Они не могут привести ни единого адекватного аргумента, зачем Кыргызстану нужна военная база США, из чего я делаю вывод, что они попросту отрабатывают средства заокеанских спонсоров, - отмечает заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев.

В свою очередь эксперт по вопросам геополитики Марс Сариев напомнил, что зонтиком безопасности для Кыргызстана является ОДКБ, и отчасти ШОС, что исключает необходимость размещения на территории республики военных компонентов других военных блоков, членами которых КР даже не является.  

По словам эксперта, наша страна надеется на партнеров по ОДКБ в том числе и в плане гражданской обороны.

- Ситуация с системой гражданской обороны в Кыргызстане плачевная. Большинство бомбоубежищ, построенных в советское время, сегодня используется в коммерческих целях. Никаких мероприятий по гражданской обороне у нас не проводится. И очень зря. Если бы в той же Сирии была такая система, то количество жертв из числа гражданского населения было бы намного меньше. Любая нормальная страна должна содержать в нормальном состоянии такие объекты, но это требует больших денег и системного подхода, чего у нас нет, - отметил Марс Сариев.

Комментируя причины и следствия, собственно, самого ирано-американского конфликта эксперт отметил, что он был выгоден обеим сторонам, что говорит о том, что к третьей мировой войне возникшая ситуация не приведет.

- Второго января был убит начальник Генштаба Тайваня, который, как мы знаем, является союзником США и оппонентом Китая. Третьего января ракетным ударом был убит генерал Сулеймани. Я думаю, что это убийство для США было знаковым с точки зрения возможности запуска определенных процессов. Во-первых, американцы нашли повод вывести свои войска с Ближнего Востока, что позволит сократить триллионные затраты на их содержание. США частично выводят войска из Ирака и Кувейта. Во-вторых, Ормузский пролив закрыт, а цены на нефть растут. Соответственно Соединенные Штаты получают возможность получать колоссальные прибыли от продажи нефти странам Европы, Японии, и возможно Китаю, таким образом поправить свою экономическую ситуацию, - рассказал Марс Сариев.

В выигрышной ситуации, по словам эксперта, в результате данного конфликта оказался и сам Иран.

- Иран находился на грани цветной революции, теперь же образ мученика Сулеймани, этакого иранского Че Гевара, сплотит общество и перечеркнет любые возможности революций. В итоге, Тегеран сохранил лицо, отомстив ракетным обстрелом за убийство генерала, но и США потерь особо не понесли. Таким образом обе стороны сохранили статус-кво, и каждый получил свои выгоды, - подчеркнул эксперт.

А вот проигравшим в этом конфликте, по его мнению, оказался Китай.   

- Китай, как известно, заключил с Ираном договор на 400 миллиардов долларов по разработке месторождений нефти. Теперь этот проект зависает. Т.е. КНР не сможет получать иранскую нефть, что может значительно замедлить запланированный экономический рост страны, - добавил Марс Сариев.

Наталья Крек