Кыргызстан и Китай: кому мешает эта дружба?

Усиление геоэкономического авторитета Китая на мировой арене неизбежно ведет к изменениям правил геополитической игры и перераспределению зон влияния между супердержавами, что не всегда устраивает таких гегемонов, как например, Соединенные Штаты Америки.

Так, в доктрине безопасности США от 2017 года Китай, собственно, как и Россия, обозначен противником Америки.

«В современном мире Соединенные Штаты противостоят «ревизионистским» режимам Китая и России, которые наносят ущерб интересам США и стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству», – заявил в 2017 году президент Дональд Трамп, презентуя стратегию безопасности.

В этой связи, эксперты не исключают, что за волной антикитайских протестов, прокатившейся в 2019 году по странам центрально-азиатского региона, которым отведена важная роль в реализации амбиций Пекина, мог стоять Вашингтон, учитывая, что антикитайские акции организовывали подконтрольные различным американским структурам неправительственные организации, как известно, выполняющие роль «агентов влияния» на постсоветском пространстве региона.

В прошлом году только в Кыргызстане произошло как минимум две такие акции. Первая – антикитайский митинг в столице республики в начале года, вторая – в июле в Нарынской области, где местные жители выступили против китайского инвестора, осваивающего золоторудное месторождение Солтон-Сары.

- Уровень организации этих мероприятий свидетельствует о том, что они не были спонтанными и самостийными. Подготовленность, слаженность и мотивация участников данных акций говорит о том, что у них были внешние кураторы, которые руководили и направляли протестующих, - рассказал в интервью «Пикиру» политолог Марат Казакпаев.

Не исключено, что ксенофобские настроения в КР подогревает и растущий государственный долг перед КНР. На сегодняшний день республика задолжала Китаю свыше 1,7 миллиарда долларов, что составляет почти половину госдолга Кыргызстана. На этом фоне отдельные аналитики распространяют «страшилки» о том, что за долги китайцы будут забирать у Кыргызстана земли, месторождения и другие стратегические объекты.

В свою очередь, президент КР Сооронбай Жээнбеков четко обозначил позицию руководства страны по отношению к сотрудничеству с КНР. Глава государства заявил, что никому не позволит портить отношения с Китаем, учитывая, что КНР является стратегическим партнером и крупнейшим инвестором Кыргызстана.

На КНР приходится львиная доля инвестиций в КР. Например, только в легкой промышленности доля китайского бизнеса составляет порядка 70 процентов. Также большой объем китайских капиталов вкладывается в крупные промышленные и энергетические проекты, агрофирмы и горнодобывающую отрасль. На сегодня в Кыргызстане работают порядка 200 совместных кыргызско-китайских и свыше 400 китайских компаний.

- Я уверен, что в ближайшее время КНР, обладая огромными финансово-инвестиционными возможностями, передовыми технологиями, а главное, стремлением соседствовать с развитыми государствами, нежели иметь под боком неблагополучных соседей с проблемами в экономике и безопасности, станет одним из ключевых инвесторов в экономику нашей республики, - отметил политолог Марат Казакпаев.

По его словам, в этой связи Кыргызстану уже сейчас необходимо избавиться от фобий перед могуществом и корыстью соседа, навязанных внешними силами, которые пытаются не допустить развития сотрудничества между КР и КНР в угоду своим собственным интересам.

- Нам нужно начать выстраивать с Китаем партнерские отношения, извлекая выгоду для экономики своей страны.  Прежде всего, необходимо определить перспективные сферы двустороннего сотрудничества, которое должно осуществляться как в рамках проекта «Один пояс – один путь» и в контексте ЕАЭС, так и вне их, а также обозначить стратегические цели и задачи такого взаимодействия, - подчеркнул эксперт.

Он также убежден в необходимости пересмотреть вопрос привлечения китайских денег в развитие инфраструктуры и социальных объектов, которые не приносят прибыли, а лишь способствуют увеличению госдолга.

- Инвестиции необходимо направлять на развитие промышленного производства, в аграрный сектор, в сферу технологий, т.е. в те отрасли, которые способны оказать положительный эффект на развитие экономики и экспортного потенциала Кыргызстана. При этом необходимо рассматривать и сам Китай, как потенциальный рынок сбыта, производимой в республике продукции, - уверен Марат Казакпаев.

Стоит отметить, что в рамках двусторонних соглашений Китай открыл для Кыргызстана «зеленый» коридор на ряд товаров, благодаря чему местные производители имеют возможность поставлять в соседнее государство сельхозпродукцию. Однако практика показала, что данная преференция не особо повлияла на уровень экспорта кыргызских товаров в силу мелкотоварности отечественного сельскохозяйственного производства. 

- Китай — это огромный рынок, способный поглотить гигантские объемы товаров, которые мы пока не в состоянии произвести. Поэтому Кыргызстану необходимо стремиться к наращиванию объемов производства сельскохозяйственного сырья, например, за счет создания логистических центров и кооперации фермеров. А также необходимо наладить перерабатывающую промышленность, чтобы торговать с Китаем и готовой продукцией в том числе, - подчеркнул собеседник «Пикира». 

Помимо этого, учитывая темпы развития Китая, Кыргызстан может быть интересен КНР, как поставщик инноваций и уникальных проектов. Этому во многом способствует тот факт, что Китай активно привлекает в свою страну передовые технологии со всего мира.

- Нужно понимать, что любые планы и стратегии сотрудничества с Китаем будут лишь замками на песке, пока Кыргызстан не разработает понятную государственную политику и работающие законы, которые будут регламентировать развитие торгово-экономических и инвестиционных отношений между странами. Кроме того, как это ни банально звучит, необходимы механизмы, которые будут реально защищать права инвесторов. Такие вещи, которые произошли, например, в Солтон-Сары в июле 2019 года, говорят о том, что пока гарантий для инвесторов наша республика дать не может, - добавил Марат Казакпаев.

По мнению эксперта, это первостепенные шаги, которые необходимы для развития взаимоотношений между Кыргызстаном и Китаем не только на уровне встреч и подписания различных договоров и соглашений высшим руководством двух стран, но и в практической плоскости, где должны быть исключены любые возможности для злоупотреблений манипулирования законами.

Нелишне отметить, что такой подход применим не только в отношение Китая. Наличие работающих законов, практических, а не прописных, гарантий для бизнеса, а также государственное регулирование и отсутствие самоуправства на местах позволит создать в Кыргызстане привлекательный для бизнеса инвестиционный климат.

Наталья Крек