Кто и как поддержит отечественного производителя?

Правительство Кыргызстана намерено провести стодневную кампанию по поддержке отечественного производства. За это время кабмин обещает внедрить ряд инициатив, нацеленных на создание благоприятных условий для местных товаропроизводителей.   

Президент республики Сооронбай Жээнбековуже дал неофициальный старт кампании. Во время рабочей поездки по Сокулукскому району глава государства посетил обувную фабрику, где купил пару туфель.

Эксперты поддерживают инициативу правительства, однако, многие из них уверены, что за сто дней ситуацию, в которой находятся местные товаропроизводители, исправить невозможно.

- Я конечно за то, чтобы поддержать отечественного производителя. Но мне кажется, что «100 дней поддержки отечественного производства» - это не более чем лозунг, который не способен исправить ситуацию, потому что за сто дней эту сложную задачу не решить, - рассказал исполнительный вице-президент КСПП Шамиль Борончиев.

По его словам, необходимы реальные действенные меры, направленные на защиту местных производителей.

- Участие в ЕАЭС накладывает на нас определенные обязательства, но несмотря на это должны быть какие-то подвижки со стороны государства в сторону защиты собственных производителей. Нужен целый комплекс решений, чтобы, не нарушая принципы ЕАЭС, поддержать своих товаропроизводителей. Например, в России, Казахстане, Беларуси где-то субсидированием, где-то льготами и где-то другими методами власти делают ощутимые поблажки своим производителям. И нам нужны конкретные шаги в плане изменения законодательства, нужны преференции и специальные подходы к отечественным производителям, нужна правильная инвестиционная политика. Я считаю, что закон о госзакупках, который в настоящее время действует у нас, не вполне отвечает требованиям поддержки отечественных производителей. И мое личное мнение, что его нужно пересмотреть по некоторым позициям, - подчеркнул вице-президент Кыргызского союза промышленников и предпринимателей.

Шамиль Борончиев рассказал, что акции по поддержке местных товаропроизводителей на постоянной основе проходят и в Казахстане, и в России. В рамках таких кампаний под продукцию «Сделано в Казахстане» или «Сделано в России» отводятся лучшие полки в супермаркетах и даже небольших магазинах.

- Это очень хороший инструмент, который помимо того, что продвигает продукцию местного производства, в какой-то степени воспитывает чувство патриотизма и гордости у населения. Почему у нас такое не сделать? Почему бы у нас не выделять отдельные прилавки для местных производителей, указывая достоинства местной продукции, например,  что наша продукция экологически чистая, - предложил эксперт.

При этом он обратил внимание на то, что если продукты питания местного производства относительно широко представлены в торговых точках, то вот швейные изделия, обувь и другие товары можно приобрести только в определенных местах, например, на рынках.   

- Что касается легкой промышленности, то у них фирменных магазинов как таковых нет, в торговых центрах тоже совсем небольшой ассортимент представлен, несмотря на то, что качество нашей продукции не уступает импортным аналогам. То же самое по стройматериалам. Конечно, основная их часть на наш рынок завозится, но кое-что и у нас производится, но мы об этом порой забываем, а ведь можно же на строительных рынках выделять площади именно под бренд «Сделано в Кыргызстане». Электротехнические какие-то приборы опять же у нас производятся – изоляторы, кабели, коммутаторы, розетки и т.д. - добавил Шамиль Борончиев.

В заключение эксперт добавил, что к вопросу поддержки отечественных товаропроизводителей правительству стоит подойти комплексно, системно решая поставленные задачи. Будучи убежденным, что для этого нужно куда больше, чем сто дней, он, между тем, выразил надежду, что инициированная кабмином кампания станет лишь первым шагом на пути реального содействия развитию местной промышленности.

Наталья Крек