• Мы в соц сетях:

Кыргызстан – Россия: актуальные векторы стратегического партнерства и союзничества

Кыргызстан – Россия: актуальные векторы стратегического партнерства и союзничества

Перспективы развития кыргызско-российских отношений в контексте состоявшихся 24 мая 2021 года в Сочи переговоров президентов Кыргызстана и России по наиболее актуальным вопросам усиления взаимодействия в сферах безопасности, экономики и образования обсудили участники онлайн конференции: «Кыргызстан – Россия: актуальные векторы стратегического партнерства и союзничества, в вопросах безопасности, экономики и образования», организованной Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

 

Как известно, РФ занимает ключевое  место во внешних торгово-экономических связях Кыргызстана и является его главным союзником в процессах евразийской интеграции, на системном уровне оказывая госбюджету  страны финансовую поддержку. Эксперты неоднократно отмечали, что такой уровень сотрудничества имеет большие перспективы, т.к. создает условия для модернизации экономики КР и наращивания ее промышленного потенциала. Важнейшую роль в поддержании общественно-политической и социальной стабильности в Кыргызстане играет трудовая миграция, основным направлением которой по-прежнему остается Россия. 

Как отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, по результатам переговоров президентов Жапарова и Путина было много информации, хотя было и не много итогов.

 

- Безусловно, каждая встреча Жапарова с Путиным это повод для экспертного анализа. Общение между двумя президентами проходят достаточно интенсивно, они находятся в постоянном диалоге. В этом году РФ оказала существенную помощь нашему бюджету. Также президенты приняли участие в торжественном мероприятии – открылся очередной модуль на золоторудном месторождении. Разработка ведется совместно. Это определенный символ и знак. Также полным ходом сейчас идёт вакцинация, и одна из основных вакцин - это Спутник V. Это та поддержка, которую Россия оказывает на системном уровне. Также в пик пандемии российская сторона всесторонне помогала. Путин ранее заявил, что вакцина и дальше будет поставляться. Кроме того, поднимается вопрос о создании площадки для создания вакцины в Кыргызстане, - сказал эксперт.

Советник посольства КР в РФ Манас Жолдошбеков, сегодня кыргызско-российское партнерство укрепляется по всем направлениям, при этом диалог между двумя государствами осуществляется на основе взаимного доверия и понимания.

 

- Именно в этом ключе недавно прошел визит президента Садыра Жапарова в Россию. Это уже вторая встреча, что говорит о высоком политическом диалоге между нашими странами. Президенты обсудили вопросы оптимизации всего спектра сотрудничества, а также взаимодействие на уровне международных и региональных организаций. В ходе переговоров кыргызская сторона заверила, что продолжит следовать курсу, нацеленному на укрепление союзнических отношений и стратегического партнерства с Россией. Стороны также рассмотрели вопросы поддержания региональной стабильности и безопасности, - отметил дипломат.

По его словам, на фоне ожидаемого вывода американских войск из Афганистана вопрос безопасности остается одним из основных. На 2021 год в рамках подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ запланировано семь совместных военных учений. В Кыргызстане пройдет учение «Рубеж-2021».

Жолдошбаев также обратил внимание, что в рамках углубления двустороннего партнерства КР придает важное значение торгово-экономическому сотрудничеству.

- Уверен, что по итогам переговоров между президентами двух стран и на фоне постепенного восстановления экономической активности сотрудничество в этом направлении будет и дальше развиваться. Кроме того, в силу непростой эпидемиологической ситуации важное значение имеет вакцинация от коронавируса. Посольство продолжает активную работу в направлении поставок российской вакцины «Спутник V» в Кыргызстан, - заверил советник.

Далее выступил посол РФ в КР Николай Удовиченко, который отметил, что визит президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Россию в мае этого года позволил на двусторонней основе провести анализ решений, которые были приняты в ходе январского визита.

 

- Двустороннее сотрудничество фактически подтверждает тот контекст, который развивается в рамках многоформатных интеграционных объединений. Рассматриваемые двумя государствами вопросы включают самый широкий спектр сотрудничества, как в сфере безопасности, так и в экономике, культуре и образовании. При выстраивании отношений между РФ и КР необходимо иметь в виду базовые интересы двух государств. Как для России, так и для Кыргызстана они заключаются в том, чтобы обеспечить развитие евразийской интеграции и укрепить систему коллективной безопасности в рамках ОДКБ, - сказал российский посол.

Он отметил, что в сфере экономики и безопасности необходимо видеть вызовы и угрозы, которые возникают из-за изменений внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации, а также внутренних процессов. В этих условиях важно создать механизмы, которые позволили бы оперативно реагировать на возникающие угрозы и формировать превентивные механизмы. Особенно это важно для сферы безопасности. Локальные конфликты и региональные вызовы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, в том числе в контексте ситуации в Афганистане, могут представлять угрозу для стабильности общества.

- Россия была и остается надежным партнером Кыргызстана, который вкладывает большие ресурсы в обеспечение безопасности республики. Между тем, для двух дружественных стран настало время переходить к углубленным форматам сотрудничества в экономике. Речь не только о промышленной кооперации. Можно сделать акцент на проектах, которые позволили бы поднять, "подтянуть" экономику Кыргызстана и регионов России. Большую роль в этом могут сыграть финансовые институты ЕАЭС. Нужно развивать мощные кластерные программы развития. Мерилом для бизнеса, ради которого создаются комфортные условия сотрудничества, должен быть переход от обеспечения максимальной прибыли к максимальному благу общества, - подчеркнул Удовиченко.

По его словам, готовится подписание двусторонних документов, которые предусматривают строительство школ, где преподавание будет организовано по российским и кыргызским стандартам. Кроме того, планируется расширять в Кыргызстане программу «Российский учитель за рубежом».

Экс-замминистра образования КР, эксперт по гуманитарным вопросам Умутхан Тыналиева, обратила внимание, что Кыргызстан сегодня является государством, где сохраняется высокий потенциал для использования русского языка, как средства активизации взаимоотношений с Россией. 

 

- В тоже время наше государство является зоной интересов США, Китая и Турции, а также ряда арабских стран. Востребованность русского языка напрямую относится к образованию, как к высшему, так и среднему. Хорошие перспективы предполагает открытие филиала МГУ на юге страны. Но при этом, в республике появились  и другие конкурентоспособные учебные заведения, созданные совместно с партнерами из США, Турции, арабских стран. Они считаются престижными и перспективными для продвижения  на государственной службе и карьеры в бизнесе, - отметила эксперт.

Вместе с тем, по ее словам, с каждым годом растет число желающих получить образование в российских вузах.  Выполнение этого социального заказа является непосредственно функцией государства, министерство образования республики может и должно проявить инициативу в определении стратегической программы, тем более в условиях пандемии актуальным остается дистантное обучение.

- На базе любого вуза, хотя бы в пилотном режиме  можно открыть филиалы российских вузов в онлайн-формате, вопрос лишь в обеспечении  технической составляющей и определении конкретных запросов молодежи,  разумеется,  с учетом востребованности профессиональных профилей для страны. Сегодня обеим странам не хватает системности и четкого осознания первоочередных задач и целей в образовательной сфере.  Недостаточно используется потенциал местных вузов и ссузов, которые  по существу, являются  платформой  для пророссийски настроенных кадров для будущей местной элиты, - уверена Тыналиева.

В республике более 2100 школ, из них около 64 % составляют школы с кыргызским языком обучения, которые  преимущественно дислоцируются в регионах, за исключением Чуйской области и Бишкека. Начиная с 2005 года число учащихся, выбирающих классы с русским языком обучения, ежегодно увеличивается на 5-6 тысяч человек. Такие школы, особенно в сельской местности, как правило, переполнены.

- Данный факт напрямую связан с выражением желания со стороны учеников и их родителей, обусловленного, прежде всего, мотивами экономического характера - трудовой миграцией.  Но,  помимо этого,  нельзя упускать из внимания, что по оценкам   международных и общественных организаций,   в школах с русским языком обучения уровень знаний школьников  выше,  чем в школах с другими языками обучения, в особенности  с узбекским и таджикским языками  обучения.  Надо отметить, что выбор языка обучения не связан напрямую с этнической принадлежностью граждан. Этот выбор является комплексным вопросом, который зависит от многих факторов, начиная от языковой политики государства и заканчивая позицией родителей и индивидуальными предпочтениями ребенка, - сказала эксперт. 

Она добавила, что со стороны России предпринимаются много перспективных и актуальных шагов в поддержке и развитии русского языка в школьной системе. Но несмотря на их огромный потенциал, у них есть значительные лимиты. Зато есть большие ожидания у общественности по строительству и открытию новых школ по итогам договоренности двух  президентов - Путина и Жапарова.

- Со стороны министерства образования республики на стадии ожидания вопрос по изменению Базового учебного плана, в частности увеличение часов на изучение русского языка, формирования конкретной мотивации для учителей-русистов, особенно в регионах. Сегодня наш президент – единственный гарант социальных ожиданий общества, - подытожила Тыналиева.

В свою очередь экономист, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Елена Кузьмина обрисовала реальную ситуацию в кыргызско-российских экономических отношениях.

 

- Инвестиции – это тот вопрос, где больше всего бывает информационных спекуляций. Действительно, за последние два года российские инвестиции упали, но если мы берем не годовые данные, а, что называется, накопленные инвестиции, то увидим, что наибольший рост накопленных инвестиций идет у России и у Китая, и частичного у Казахстана. Это если исключить Канаду и Швейцарию, которые вкладывают только в золото, как и Великобритания, на которую приходится 51% кыргызского экспорта, и это золото, по данным ВТО, - подчеркнула российский эксперт.

Она также обратила внимание на не прямые иностранные инвестиции, т.е. инвестиции, которые вкладываются не в конкретное производство, а идут по линии гуманитарной помощи или через различные фонды.

- Скажу про конкретные финансовые поступления из России в экономику Кыргызстана. Во-первых, это КРФР, я брала данные за 19-20 годы, которые были достаточно сложными и для России, и для Кыргызстана. За этот период  практически не изменился объём этого фонда, а выручка, как ни странно, в 2020 году даже выросла. Кроме того, если говорить о Евразийском Союзе, то импортные пошлины, если бы Кыргызстан собирал их только внутри республики составляли бы примерно 164 млн долларов, а при использовании распределения в рамках ЕАЭС, этот объём достигает 251 млн долларов, - сказала Кузьмина.

Далее она подчеркнула роль Евразийского банка стабилизации и развития, в котором более 80% финансирования идет из России.

- Только за 19-20 годы получил несколько кредитов, которые нацелены на модернизацию крупнейших гидрообъектов Кыргызстана, без чего невозможно ни развитие промышленности, ни жизнеобеспечение населения, ни сотрудничества с соседними странами. Прошу обратить внимание, что несмотря на то, что это кредит, это всего 1% годовых. Крайне редко можно увидеть, чтобы был такой процент по кредитам, причем в первый год это еще более низкая ставка. Еще одно направление – это помощь российского правительства в покрытии финансового разрывая Кыргызстана. Это была не просто помощь, речь шла о выплате заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, пособий и финансирования системы здравоохранения. И еще следует упомянуть о программе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которую финансирует Российская Федерация, - отметила российский экономист.

Она также обратила внимание на экономику миграции, подчеркнув, что по официальным данным, в РФ работает от 500-600 до 800 тысяч кыргызстанцев, тогда как эксперты говорят о миллионе мигрантов.

- А, учитывая, что очень большая часть кыргызских трудовых мигрантов имеет двойное гражданство, статистика вообще меняется. Когда мы говорим о переводах, то за 2020 год, по данным Национального банка Кыргызстана, трудовые мигранты перевели в республику всего лишь на один процент меньше денег, чем в 2019 году. Хотя были прогнозы того же Нацбанка, что спад составит 20%, а Всемирный банк вообще прогнозировал 28%,  объем переводов упал всего лишь на 1,25%, - добавила Кузьмина.

Тему экономики продолжил экс-директор Института центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества, экономист Кубат Умурзаков. Он отметил, что  в декабре прошлого года был принят очень важный в рамках ЕАЭС документ – стратегия развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

 

- С научной точки зрения, успешная интеграция в рамках интеграционной группировки достигается только в случае, если все ее участники имеют более или менее одинаковый уровень развития. Кыргызстан – это небольшое государство с невысоким уровнем развития. По производству ВВП на душу населения мы значительно отстаем от других. По сравнению с Россией, Белоруссией и Казахстаном у нас производство вообще намного ниже. И когда Кыргызстан вступал в ЕАЭС, мы надеялись, что начнем развивать производственные отрасли, добьемся диверсификации экономики и будем уменьшать разницу в развитии. Но опыт других интеграционных группировок говорит о том, что для этого нужны специальные механизмы. Наш бизнес и более-менее крупные предприятия значительно уступают конкурентам из союзных стран, а в таких условиях не так просто развиваться, и в этой связи в сентябре 2018 года Кыргызстан высказался о том, что отстающие в развитии страны нуждаются в поддержке, для которой необходимы специальные механизмы, - рассказал эксперт.

Он выразил одобрение, что после двухлетнего обсуждения в стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года был внесен пункт – выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию стран-участниц союза.

- Там говорится, что должны быть разработаны концептуальные подходы для формирования таких механизмов, необходимо разработать предпосылки для сближения государств по уровню экономического развития, по уровню доходов населения, определить принципы и обеспечить целевое финансирование таких программ для развития отстающих стран. В развитии сотрудничества Кыргызстана и России нужно учитывать, какие целевые программы будут создаваться в рамках ЕАЭС, и может быть разработать конкретные двусторонние программы кооперации в промышленности в сельском хозяйстве, на которую мы рассчитываем в первую очередь. Мы могли бы на двустороннем уровне принимать какие-то целевые программы для конкретных секторов. Нам нужны более углубленные форматы сотрудничества. Вот такие проекты мы могли бы уже сейчас начинать готовить, чтобы, когда на уровне ЕАЭС механизмы будут созданы, мы могли сразу начинать реализацию этих проектов, - добавил Умурзаков.

Эксперт, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии ЦГИ «Берлек-Единство» Артур Сулейманов обратил внимание, что путь к цифровизации евразийской интеграции лежит через креативные индустрии.

 

- Нужно понимать, что ЕАЭС — это не только общий рынок энергоресурсов, рабочей силы, товаров и услуг, но ещё и рынок креативных индустрий. Сегодня мы видим, что в современной глобальной экономике ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, а материальные отходят на второй план. Причина проста. Креативная продукция, как правило, не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять её можно повсеместно и без серьёзных ограничений. Кроме того, она понятна, привлекательна и вызывает одобрение у нашей молодежи. Поэтому нам как никогда нужен такой рынок, построенный на основе имеющегося творческого, интеллектуального и экономического потенциала. И для этого нужно уже сейчас начинать консолидировать интересы и потребности молодёжи государств СНГ, аккумулировать их совместные проекты и стартапы, - подчеркнул эксперт.

В свою очередь экс-замминистра иностранных дел, профессор Дипакадемии МИД КР Аскар Бешимов отметил, что наряду с успехами, нужно говорить и об «узких» местах в двусторонних отношениях, которые вызывают вопросы и мешают развитию.

 

- Не знаю, чья это инициатива – наша или российская – но каждый раз с приходом новой власти в Кыргызстане обнуляются все прежние договоренности с российской стороной, и все начинается с чистого лица. А что случилось с договоренностями, достигнутыми полтора года назад на 6 млрд долларов, о которых широко говорилось. Много говорят о РКФР, где из заявленных 500 млн долларов в КР на торговые сделки и строительство торговых центров было потрачено около 200 млн долларов, остальные остались в РФ, в фонд они не поступили. Были достигнуты договоренности и в образовании – планировалось открыть в республике филиал МГУ. И все это не реализуется. Прежде чем двигаться вперед и строить новые планы, надо провести ревизию прежних договоренностей, выяснить, почему они не реализованы, - отметил дипломат.  

Он обратил внимание на то,  в рамках ОДКБ так и не обсуждался кыргызско-таджикский конфликт.

- ОДКБ – зонтик безопасности региона, но прошел месяц, а мы так и не получили ответов, каким образом тяжелая военная техника и тяжелая артиллерия оказались на кыргызско-таджикской границе. Для Кыргызстана важно иметь гарантию, чтобы такая техника, предоставленная для охраны рубежей ОДКБ, не оказывалась у наших границ с соседями и не участвовала в конфликтах, - подчеркнул Бешимов.

Говоря о сочинских переговорах президентов КР и РФ, он отметил, что в рамках встречи Жапарова и Путина обсуждались вопросы повестки, которую предложила Россия.

- Но какие вопросы были заданы с нашей стороны, об этом информация отсутствует. Я думаю, что был ли вопрос с нашей стороны, мы узнаем через пару месяцев по действиям наших властей. Между тем, интерес разных игроков к нашему региону усиливается. В этой связи показательно, что Токаев предложил подписать пятистороннее соглашение в рамках ЦА.  В январе в Нурсултане подписано трехсторонне соглашение – между РУЗ, РК и США –  об инвестиционном партнерстве – цель которого, повышение интеграционных процессов в регионе. За 30 лет страны ЦА не наладили нормальный диалог по границам, воде, инфраструктурным проектам. И эта ниша заполняется. РФ – лидер в регионе, но есть игроки, которые хотят ее потеснить, - добавил эксперт.

По убеждению российского политолога, главы Евразийского аналитического клуба Никиты Мендковича, прежде всего на двусторонней основе нужно решать вопросы безопасности. Эта необходимость, прежде всего, связана с приграничным конфликтом Кыргызстана с Таджикистаном, а также с угрозой, которая исходит из Афганистана, учитывая концентрацию террористических группировок вблизи границ стран ЦА ввиду скорого вывода американских войск из Афганистана.

 

- Некоторые страны предлагают разместить в республике свои базы, но я думаю, что КР не нуждается в такой помощи и может обеспечить свою безопасность на основе двустороннего сотрудничества с Россией, - уверен эксперт.  

Говоря о сфере образования, он подчеркнул, что в условиях пандемии можно развивать онлайн образование.

- Например, в Казахстане большой популярностью пользуются онлайн уроки в российских школах, многие казахские школьники записались в российские школы и проходят обучение дистанционно. Можно проводить уроки школ с преподавателями высших школ, например, технических учреждений. Необходимо развитие онлайн сервисов для проведения олимпиад, презентации юношеских проектов в сфере IT и т.д. Призываю всех к осторожному оптимизму. Да, есть проблемы, но нужно уважать труд тех, кто работает, и те достижения, которые есть, - добавил Мендкович.

Тему безопасности продолжил президент Международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба. По его словам, оперативная обстановка в ЦА сложная, что обусловлено, как внутренними проблемами государств, так и внешними угрозами, что создает благоприятные условия для эскалации напряженности, как в каждой из республик по отдельности, так и в регионе в целом.

 

- На обстановку влияет уход американских войск из Афганистана, где концентрируются боевики из Сирии и Ливии – это представители ИГИЛ и других агрессивных террористических группировок. Кроме того, в ЦА разветвлена сеть подпольных спящих ячеек, которые являются тактическими союзниками этих террористических объединений. Также здесь сосредоточены интересы различных геополитических игроков – США, Китая, Ирана, Турции и т.д. Это существенно влияет на динамику обстановки, активно ведутся гибридные и прокси войны не только с нашими идеологическими оппонентами, но и между союзниками по ОДКБ, что продемонстрировал кыргызско-таджикский конфликт, - обратил внимание ветеран спецслужб.

По его словам, обозначенные факторы влияют на концепцию региональной безопасности, т.к. страны ЦА в одиночку не способны длительное время противостоять внешней угрозе, поэтому ОДКБ является практически единственным гарантом системы безопасности не только отдельных стран, но и всего региона. А те спорные вопросы о целесообразности ОДКБ, что возникали в связи с конфликтом, с военной точки зрения являются неконструктивными и эмоциональными.  

Тему бипатридов в контексте активного и пассивного избирательного права поднял экс-советник премьер-министра КР, экономист  Кубат Рахимов.

 

- Есть много кыргызстанцев, которые имеют паспорта России, и россиян, которые сохранили кыргызские паспорта. Пришло их время помочь Родине. Надо решать вопросы активного и пассивного избирательного права.  Почему мы не можем говорить о пассивном избирательном праве? Почему мы не можем рассматривать этих людей на какие-то государственные посты? Потому что у нас стоит давний и вредоносный запрет, что такие люди не могут избираться на госдолжности. Я считаю, что можно оставить 3-4 ограничения – президент, премьер, спикер и глава ГКНБ, например, а на остальные допускать бипатридов. То же самое касается активного избирательного права, нужно позволить таким людям голосовать, - подчеркнул эксперт.

О том, что настала пора прикладных действий с непосредственными участниками интеграционных процессов, сказал общественный деятель, политолог из Нижнего Новгорода Павел Данилов.  Для этого он предложил создать совместную общественную организацию.

 

- Предлагаю учредить Международный Интеграционный Центр под эгидой МИДов двух стран, который будет как раз разрабатывать и реализовывать интеграционные перекрёстные программы в экономике, культуре, туризме, науке, промышленности и т.п. Я хочу, чтобы Кыргызстан и Россия всегда оставались союзными и дружественными по отношению друг к другу государствами, - подчеркнул Данилов.  

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»