• Мы в соц сетях:

Внешняя политика КР: между союзниками и менторами

Кыргызстан как независимое государство выстраивает международные отношения, исходя из своих государственных интересов, где ключевыми являются сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, укрепление его безопасности, а также экономическое развитие.

 

Вопросы, касающиеся внешнеполитического курса Кыргызстана, обуславливающего выбор стратегических партнеров и союзников республики, а также ее участие в тех или иных международных объединениях обсудили участники онлайн конференции: «Внешняя политика КР: между союзниками и менторами».

 

- Итоги предстоящих парламентских выборов безусловно повлияют и на внешнеполитическую повестку Кыргызстана, в предвыборных программах партий уже заложены компоненты международного сотрудничества республики. Как сложится внешнеполитическое сотрудничество нашей республики в условиях мирового экономического кризиса и глобальных эпидемиологических процессов, какое влияние на общественно-политические процессы в республике окажут зарубежные страны, какова будет роль Кыргызстана в межгосударственных организациях. Всем этим вопросам посвящен наш сегодняшний онлайн форум, - задал тон дискуссии сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

По мнению эксперта по вопросам международных отношений Марса Сариева, в ближайшие годы внешнеполитический курс КР вряд ли изменится – Кыргызстан будет укреплять двусторонние отношения со стратегическими союзниками, а также продолжит интегрироваться в региональные проекты, прежде всего, в ЕАЭС.  


- Пандемия привела к краху глобализации, и теперь мировым трендом становится формирование субрегиональных блоков. Я думаю, что центром одного из них станет Евразийский экономический союз, который будет расширяться и набирать влияние. Что касается геополитического проекта США С5+1, то он тоже продолжит свое существование, страны ЦАР будут в нем присутствовать, но задавать ритм он не будет, - уверен эксперт.

Аналогичного мнения придерживается и политолог Марат Казакпаев, который уверен в том, что партии в Кыргызстане отражают в своих программах евразийскую концепцию не только «ради красного словца». По его мнению, ЕАЭС – это самый перспективный проект и базис внешней политики КР.  

- Евразийский экономический союз важен для всех стран, для которых Россия является стратегическим партнёром, учитывая, что многие из тезисных вопросов объединения решаются на двусторонней основе. Китайский проект, который стоит для нас на втором месте тоже потихоньку реализовывается. Что касается формата С5+1, то он пока существует лишь на стадии переговоров, но говорит о том, что США не намерены оставлять ЦА. Но в ближайшее время этот формат не может быть конкурентным, потому что он не имеет практического наполнения по сравнению с ЕАЭС, - пояснил эксперт.

Далее Марс Сариев подчеркнул, что С5+1 – это один из множества инструментов, которые коллективный Запад и США используют в геополитическом противостоянии с Россией и Китаем на постсоветском пространстве. При этом, события, происходящие в разных странах бывшего Советского Союза, так или иначе связаны между собой. Так, например, пост выборная ситуация в Белоруссии должна стать сигналом для Кыргызстана.

- Белоруссия смогла стабилизировать внутриполитическую ситуацию, но белорусский кризис показал, что все постсоветские государства находятся в эпицентре геополитической схватки. После парламентских выборов «белорусская» ситуация может сложиться и в Кыргызстане. Уже сейчас ОБСЕ, ЮСАИД и их местные субподрядчики подготовили предварительные соцопросы, они будут проводит экзитполы во время голосования, и когда «рейтинговые», по их версии, партии не пройдут в парламент, это станет «спусковым крючком», как это было в Белоруссии, где Тихоновская заявила, что оппозиция взяла 80% голосов, тогда как официальные данные были совершенно противоположными, - рассказал Марс Сариев.

По его мнению, стабилизировав внутриполитическую ситуацию, Белоруссия тем самым на какое-то время стабилизировала все постсоветское пространство, но Запад всегда имеет «запасной план».

- Как правило, западные геополитические проекты имеют много слоев, поэтому несмотря на то, что сценарий, который не прошел обкатку в Белоруссии, стал не пригоден для Казахстана и Кыргызстана, они вполне могут использовать какой-то другой, так скажем, эволюционный сценарий, - пояснил эксперт.

Согласно эволюционному сценарию, у каждого игрока своя миссия – одни создают дымовую завесу, играя роль детонатора пост выборной ситуации, другие – становятся депутатами.

- В любом случае в парламенте окажутся партии, в состав которых входит целая когорта молодых людей – волонтеров и представителей неправительственных организаций, на которых в дальнейшем и будут опираться ЕС и США для реализации своих геополитических планов, - уверен Марс Сариев.

Через своих сторонников в Жогорку Кенеше западные проектировщики будут пытаться влиять, как на общественно-политическую ситуацию внутри Кыргызстана, так и на внешнеполитический курс республики. Например, Вашингтон постарается «продавить» подписание нового базового документа о сотрудничестве между КР и США. Надо отметить, что Бишкек не спешит заключать данное соглашение.

- В документе, который для подписания подготовила американская сторона, есть несколько пунктов, которые противоречат национальным интересам нашей страны. Например, пункты об экспорте контроля в вопросах безопасности границ и о военном сотрудничестве. Вашингтон настаивает на том, что в вопросах обороны мы должны перейти на стандарты НАТО, чего мы сделать не можем, хотя бы потому что являемся членами ОДКБ. Кроме того, американцы предлагают нам свои образовательные военные программы, по которым в американских центрах будут «прокачиваться» наши военные кадры, что, на мой взгляд, также неприемлемо, потому как невозможно находиться одновременно в двух концептуально разных мировоззрениях. По сути, вынуждая нас уйти от стандартов, которыми мы пользуемся сейчас, включая вооружение и техническое оснащение, США пытается переформатировать нашу военную доктрину, - подчеркнул эксперт.

Он пояснил, что такие пункты являются ничем иным, как элементами гибридной войны, посредством которых США пытаются избавиться от своего потенциального противника – России, которая является военно-политическим союзником КР, как в рамках ОДКБ, так и на уровне двусторонних отношений. 

На другие неоднозначные пункты проекта соглашения обратил внимание эксперт по вопросам госуправления, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир» Шерадил Бактыгулов.


 

- В новом варианте документа мы фактически очень мало, что получаем от этого сотрудничества. В нем, например, говорится об освобождении от налогообложения граждан США, поставок товаров, услуг и так далее, а также о наделении дипломатическим статусом и неприкосновенностью не только персонала посольства и сотрудников аффилированных с правительством США международных организаций, но и всех, кто с ними так или иначе сотрудничает, включая представителей местных неправительственных организаций, имеющих западное финансирование. Как такое возможно? Это не имеет никакого отношения к сотрудничеству между Кыргызстаном и США. Чтобы соблюсти паритет, мы тогда должны зарегистрировать свои НПО в США и получить для них дипломатический иммунитет, - возмутился эксперт.

Он подчеркнул, что основные направления внешней политики КР определены, и в ближайшее время они вряд ли изменятся.

- Одним из принципов внешнеполитического курса КР всегда являлась многовекторность, т.е. равнозначное взаимодействие со всеми мировыми центрами силы. Для Кыргызстана это не попытка усидеть на нескольких стульях одновременно, это стремление найти баланс удовлетворения собственных государственных интересов. При этом, стратегическими партнёрами Кыргызстана являются Россия и КНР, с другими странами мы работаем по тем или иным направлениям, и вот этот перечень необходимо расширять. Конечно, это сложная задача, решение которой, я думаю, должен взять на себя новый состав парламента, - отметил Шерадил Бактыгулов.

В том, что КР должен придерживаться принципа многовекторности в выстраивании международных отношений, уверен и политолог Эдил Осмонбетов.  

 

- Я думаю, что Кыргызстан должен иметь хорошие отношения со всеми соседями по региону, а также он должен перезагрузить отношения с США. Мы должны иметь хорошие отношения с Западом, потому что сейчас идет формирование нового пост пандемического мирового устройства, и происходят тектонические геополитические сдвиги, и в этих условиях нам нужно быть геополитически адаптивными, смотреть, чтобы не оказаться в ненужных нам схемах, играх и т.д. Я думаю, что формат С5+1 является дееспособным рабочим проектом, и это прекрасно понимает Китай, который создал свой аналог этого формата. Чем он хорош? Тем, что объединяет все страны ЦА, тогда как, например, в ЕАЭС входят не все страны региона, - поделился мнением эксперт.

В свою очередь политолог Таалайбек Джумадылов высказал мнение, что в условиях меняющегося мироустройства небольшие государства, такие как Кыргызстан, должны уходить от принципа многовекторности во внешней политике.

 

- Наша политическая элита должна наконец-то понять, что цель любого государства – это борьба за ресурсы и контроль над ними, т.е. во внешней политике каждое государство преследует свои сугубо личные интересы, при этом любой крупный геополитический игрок для реализации первого пункта использует малые государства. Исходя из этого, Кыргызстану необходимо сформировать четкое понимание, в чём заключаются наши национальные интересы. Мы должны четко осознать размеры нашего государства, его место в мире, чтобы отдавать себе отчет, что мы можем, с кем нам нужно дружить, с кем сотрудничать. Для этого важно и необходимо разобраться, какие интересы на нашей территории преследует каждый из геополитических игроков, учитывая, что мы являемся перекрестком, где эти интересы пересекаются, - подчеркнул эксперт.

Говоря предстоящих парламентских выборах в Кыргызстане, он отметил, что отдельные геополитические игроки активно вмешиваются в предвыборный процесс, формируя через своих адептов не только общественно-политическую обстановку в стране, но и моделируя пост выборную ситуацию.

- Так устроен мир, он глобален и влияние геополитических игроков на малые страны неизбежно, другой вопрос, кто из игроков в какой мере и с какой целью оказывает это влияние. Я считаю, если один из игроков хочет, например, создать пояс безопасности в своём подбрюшье, то он должен проводить последовательную политику в этом направлении, потому что очень скоро придёт новое поколение, которое выросло на либеральных ценностях, пропагандируемых теми же неправительственными организациями, по количеству которых на душу населения Кыргызстан занимает одно из первых мест в мире, - добавил Таалайбек Джумадылов.

В свою очередь глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович подчеркнул, что Москва придерживается устойчивой позиции невмешательства во внутренние дела иностранных государств, в том числе в дела своих партнеров.

 

- Это не политическая декларация, а прагматический подход. Поскольку, вмешиваясь во внутреннюю политику других государств, любая страна берёт на себя ответственность за то, что будет происходить потом, возникает необходимость поддерживать приведенное к власти правительство. Мы в советском прошлом такой опыт имели в Афганистане, что стоило нам очень дорого, поэтому сейчас такой подход со стороны России практически исключен. Россию вполне устраивает тот уровень отношений, которые сейчас есть с Кыргызстаном, - пояснил аналитик.

Он обратил внимание, что, например, в событиях в Белоруссии четко просматривалось участие иностранных государств.

- Практически всё протестное движение в Белоруссии представляло собой коалицию прозападных НПО и радикальных белорусских неофашистов, которые проходили практику на Украине – и на Майдане, и в зоне конфликта на Донбассе. Проблема в том, что такого рода акции протеста имеют склонность к парности. Например, в 2019 году в течение лета произошли беспорядки в Казахстане из-за непризнания оппозицией результатов выборов президента, столкновение сторонников бывшего президента с правоохранительными органами в Кыргызстане, одновременно были беспорядки в Москве, формально привязанные к выборам местного самоуправления, параллельно были беспорядки в Гонконге. Во всех этих случаях прослеживался след США, -  обратил внимание эксперт.

По его словам, во всех этих случаях представители международных неправительственных структур, а иногда даже и сами сотрудники посольства США напрямую встречались с лидерами беспорядков.

- В Кыргызстане даже попала в интернет запись, на которой представители NED вели переговоры о том, что необходимо создать оппозиционную коалицию НПО. Факты скандальные и они говорят о том, что американцы уже год назад имели намерение вмешиваться во внутреннюю политику в Кыргызстане. Учитывая ситуацию в Белоруссии, я считаю, что риски подобного развития событий есть и в Кыргызстане. Надеюсь республике удастся избежать после выборов острого политического кризиса, - добавил Никита Мендкович.

Профессор дипломатической академии при МИД, экс-замминистра иностранных дел КР Аскар Бешимов высказал мнение, что Западу и США никогда не удастся полностью вывести страны ЦАР из-под влияния России и Китая.

 

- Я думаю, что западный блок прекрасно отдает себе отчёт о степени своего политического и экономического влияния в регионе. Понятно, что они пытаются внести определенные корректировки в этом плане, нарастить свое присутствие, но не более того. Что касается соглашения о сотрудничестве между Кыргызстаном и США, я думаю, что Вашингтон может его «продавить» его подписание. Если мы будем искать деньги, чтобы прокормить свой народ, а это соглашение станет одним из условий для получения кредитов и грантов, то скорее всего, вопрос будет решен, - отметил дипломат.

Он подчеркнул, что сегодня особенностью внутриполитической ситуации в КР является отсутствие собственных средств на содержание страны, ввиду чего социальные обязательства государство выполняет за счет внешних грантов и кредитов, что в свою очередь может сказаться и на внешнеполитических ориентирах. А вот итоги парламентских выборов прямого влияния на внешнюю политику иметь не будут, т.к. это направление является прерогативой президента.   

- То, что партии говорят про евразийский вектор или ориентацию на ту или иную страну, ничего не значит. Предвыборные программы и лозунги не имеют ничего общего с их последующей деятельностью Определенным образом повлиять на внешнеполитические ориентиры может исламский фактор, который все активнее используется во время избирательной кампании. С каждыми новыми выборами у нас нарастает вовлеченность духовенства в выборный процесс. Этот фактор не имеет прямого влияния на внешнеполитические ориентиры, но имеет далеко идущие последствия. Эти парламентские выборы проходят в преддверии президентских выборов 2023 года, и мне кажется, что следующие парламентские выборы в 2025 году будут проходить под большим исламским флагом, - поделился мнением Аскар Бешимов.

Продолжил тему президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, который заострил внимание на возможности активизации радикальных религиозных элементов уже в послевыборный период.

 

- Во время пандемии, во время подготовки к выборам мы забыли, что вопросы террористической угрозы с повестки дня никто не снимал. Я бы хотел предостеречь всех политиков, что при любом накале политической борьбы, который может быть в октябре, в игру может вмешаться третий фактор со своими спящими ячейками. И тогда ситуация может выйти из-под контроля, правоохранительной системе будет сложно переключиться на те процессы, которые жестко и быстро могут пойти по кровавому пути. Нам об этом нельзя забывать, тем более сейчас, когда мироустройство перестраивается, когда идет гибридная война, в которой Кыргызстан, будучи полигоном в геополитическом соревновании ведущих стран, попадает в сложную ситуацию в вопросах безопасности, - подчеркнул Юрий Погиба.

В своем выступлении заслуженный юрист КР, член ЦИК КР Кайрат Осмоналиев напомнил, что для небольших государств, таких как Кыргызстан, крайне важно искусство ведения внешней политики, поскольку им приходится всё время лавировать между интересами крупных акторов.

 

- Нашими союзниками и стратегическими партнерами являются Россия и Китай. То, что российский вектор является определяющим во внешней политике Кыргызстана, видно невооружённым взглядом. Республика является членом ЕАЭС, благодаря чему около миллиона наших трудовых мигрантов в РФ пользуются большими преимуществами по сравнению с теми же таджиками и узбеками. Мы понимаем, что находимся в зоне российского влияния, и Кремль это тоже понимает. И если с РФ отношения у нас достаточно прочные, то с КНР они очень прохладные. И эту ситуацию нужно менять в сторону более практических и прагматических вещей. Я имею в виду обсуждение крупных инфраструктурных проектов в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Кроме того, Китай хотел бы, чтобы Кыргызстан более активно поддержал его на мировой арене по вопросу Гонконга, в этом случае, китайская сторона, возможно, будет готова списать часть нашего долга перед Эксимбанком КНР, - рассказал Кайрат Осмоналиев.

К вопросам предвыборной общественно-политической ситуации внутри Кыргызстана и влияния на нее определенных внешних факторов, обратился в своем выступлении руководитель Центра мониторинга за выборами в КР ОО «Келечекке жол» Турсунбек Акун.

 

- Сейчас в Кыргызстане сложилась очень сложная обстановка. Несмотря на то, что выборы проходят достаточно открыто, они вызывают много противоречий и конфликтных ситуаций, как показывают араванские события. Я не исключаю, что после дня голосования и подведения итогов, в стране может произойти «белорусский» синдром. Поэтому и власти Кыргызстана, и политики, и общественность, и эксперты, и неправительственные организации, должны попытаться предотвратить протестные настроения наших граждан уже сейчас, - отметил он.

По словам Турсунбека Акуна, негативное влияние на ситуацию оказывают не столько отдельные политические силы, сколько международные неправительственные структуры, типа ЮСАИД.

- Западные страны и американское правительство, в частности, приняли решение приложить миссию международных наблюдателей на местные неправительственные организации. Для этих целей был выбран ОФ «Общее дело», созданный буквально накануне выборов. Эта структура целиком и полностью финансируется ЮСАИД, т.е. работает в интересах иностранных государств, но при этом занимается не столько мониторингом выборов, сколько формирует ситуацию. В преддверии выборов этот фонд по заказу и на средства своих иностранных хозяев провел, так называемое, социсследование, в котором отразились не столько реальные результаты опросов, сколько «нужная» для пост выборной ситуации картина. В их топ рейтинговых партий, которые, якобы должны победить, попали не только политические объединения, не имеющие реального авторитета среди населения, но и даже те, что уже давно не существуют, - сообщил глава ОО «Келечекке жол».

По его мнению, это заранее запланированная акция, ориентированная на манипулирование общественным мнением для того с целью столкнуть между собой различные общественные группы.

- То есть Запад намерено создаёт конфликт внутри КР, отодвинув от мониторинга выборов авторитетные организации, и дав эти полномочия в руки своей структуре, созданной под парламентские выборы, - пояснил Турсунбек Акун.

А вот глава МОФ «Люди Мира» Алишер Ташматов уверен, что никакого общественно-политического кризиса, способного привести к реальной дестабилизации ситуации после выборов, в Кыргызстане не произойдет.

 

- Возможно будут какие-то небольшие акции, но они будут несравнимы с тем, что происходит в Белоруссии, - отметил он. – Сейчас перед носом у нашей власти маячат большие деньги, я имею в виду кредиты и гранты – порядка 7-8 млрд долларов, предусмотренных для КР и законсервированных в глобальном фонде. Вероятнее всего, наши политики сами развернуться в ту сторону, где находится этот лакомый кусок.

По прогнозам Алишера Ташматова, одной из первых инициатив седьмого созыва депутатов ЖК КР может стать проведение референдума по изменению формы правления в сторону президентской республики.

Организаторами дискуссии выступили Клуб региональных экспертов КР «Пикир», Международная ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа» КР, Центр мониторинга за выборами в Кыргызской Республике ОО «Келечекке жол».

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»