О проблемах и перспективах цифровизации в Кыргызстане

В Бишкеке состоялся круглый стол: «Цифровая повестка КР 2020: переход на новый формат экономического развития и укрепления интеграционных процессов», организованный Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

 

Участники дискуссии обсудили актуальные вопросы развития цифровых технологий, которые играют определяющую роль в конкурентоспособности экономики Кыргызстана и ЕАЭС.

Цифровая повестка в последние годы стала актуальной не только для Кыргызстана, но и для всего мира, учитывая, что без цифровизации становится невозможным развитие многих сфер государства даже на бытовом уровне. Об этом рассказал сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

 

- Мы начинаем каждый свой день с захода в интернет с различных гаджетов. При этом надо отметить, что, по официальным данным, только около 60 процентов жителей Кыргызстана имеют доступ в интернет, что отчасти связано с недостатком финансовых средств. Задачу охватить Всемирной паутиной всю республику усложняет и непростой горный ландшафт. К тому же у страны нет своего спутника, - рассказал эксперт. 

По его словам, помимо внутренней экономической повестки, цифровизация играет важную роль в процессе интеграции Кыргызстана в ЕАЭС, где цифровая трансформация является одним из приоритетных направлений - процессы, связанные с передвижением рабочей силы и товаров, должны быть полностью переведены в цифровую основу.

Как отметил сопредседатель Клуба «Пикир», важным фактором для Кыргызстана является и борьба с коррупцией, где введение цифровых процессов может играть важную роль.

- Чем меньше жители напрямую общаются с чиновниками и чем больше услуг будут переведены в электронный формат, тем ниже будет коррупционная составляющая. Пока же, мне кажется, об этом можно только мечтать, потому что, если взять, например, работу районных администраций, то не все из них имеют даже свою электронную почту, не говоря уже о более масштабном пакете цифровых услуг, которые уже должны быть в регионах нашей страны. В этом направлении Кыргызстан пока сильно отстаёт, - констатировал Игорь Шестаков.

Он убежден, что помимо нехватки средств, ещё одной из ключевых проблем является дефицит квалифицированных кадров в госструктурах.

- К сожалению, с учётом того, что в частном секторе можно заработать больше денег, профессиональные кадры утекают туда. Для Сооронбая Жээнбекова проект цифровизации Кыргызстана, наверное, должен стать главным приоритетом за время его работы на должности главы государства. И мне кажется, он это прекрасно понимает, - добавил политолог.

В свою очередь завотделом цифровой трансформации аппарата правительства КР Мунира Тыныстанова напомнила, что уже второй год цифровизация и развитие регионов определены, как основные направления развития Кыргызстана.

 

- Для реализации концепции цифровой трансформации правительством были разработаны дорожная карта и соответствующий план мероприятий. С 2019 года основным направлением было продвижение цифровых основ развития страны и в первую очередь в сфере покрытие широкополосным интернетом всей территории КР, благодаря которому можно получать наиболее эффективное, надежное и недорогое соединение страны с глобальными сетями и магистралями передачи данных, - рассказала Мунира Тыныстанова.

По ее словам, в рамках реализации цифровой трансформации правительством были определены приоритеты, в число которых вошло предоставление государственных и муниципальных услуг через государственный портал электронных услуг.

- Это делается для увеличения объема предоставляемых услуг в электронном формате в целях сокращения сроков рассмотрения и ликвидации коррупционной составляющей путем исключения человеческого фактора, - отметила представитель аппарата ПКР.

Она сообщила, что за 2019 год в КР было реализовано 11 проектов, среди которых «Безопасный город», а сейчас начинается реализация проекта, направленного на фискализацию налоговых процедур с целью выведения коммерческой деятельности из теневой экономики и борьбы с неучтенным товаром, а также введением системы получения патентов в электронном формате и сдачи ответствующих отчетностей в электронном формате.

О том, что для достижения успехов в процессе цифровизации важна синергия между коммерческим и государственным секторами экономики, рассказала в своем выступлении директор Центра электронного взаимодействия «Тундук» ГКИТС Нурия Кутнаева.

 

- Для получения более масштабных результатов необходимо внедрить электронный формат во все государственные органы, для чего и было создано государственное предприятие «Центр электронного взаимодействия «Тундук». За основу данного проекта была взята эстонская система, внедрение которой осуществлялось с 2001 года. На сегодняшний день 98 процентов граждан Эстонии имеют свои электронные подписи, 99 процентов государственных услуг осуществляется онлайн. Мы тоже стремимся к этому. Если в июне 2018 года по системе «Тундук» данными обменивались три госоргана по 7 направлениям, то сегодня уже 42 госоргана и 20 коммерческих структур обмениваются данными по 510 электронным сервисам, - сообщила Нурия Кутнаева.

Она также рассказала, что количество транзакций между госорганами только за январь 2020 года составило 5 миллионов, за 2019 год их было 20 миллионов, тогда как еще в 2018 году эта цифра составляла всего 360 тысяч. В 2019 году к системе «Тундук» смогли подключиться уже и коммерческие структуры – они совершили около 12 миллионов транзакций. В 2020 году уже 4 миллиона коммерческих структур обратились к электронным базам данных.

Директор ЦЭВ «Тундук» также рассказал о том, что упрощается система сдачи отчетов бизнесом.

- Сейчас предприниматели ежемесячно сдают отчеты в Государственную налоговую службу, Социальный фонд и Нацстатком. С 1 марта внедряется пилотный проект, по которому они будут вносить один отчет – только в ГНС, а Соцфонд и Нацстатком будут забирать информацию в электронном формате по системе «Тундук». Также внедряется система электронного документооборота, уже объединившая 93 госструктуры. С конца марта планируется внедрение системы электронного документооборота во всех органах местного самоуправления, - добавила Нурия Кутнаева. 

Экономист, советник премьер-министра КР Кубат Рахимов в своем выступлении подчеркнул, что экспертному сообществу необходимо работать над разъяснением смыслов цифровой трансформации и цифровой экономики, т.к. оцифровка существующих коммуникаций и цифровизация – это разные вещи.

 

- Государственная машина не живет своей абстрактной жизнью, она должна по умолчанию выполнять социальный заказ, и мы сейчас должны формулировать техническое задание от нашего общества, включая бизнес-сегмент. Сокращение времени выдачи той или иной справки – это не цель цифровизации, которая заключается в том, чтобы все данные хранились в электронном формате и были доступны различным госструктурам, чтобы любой госорган видел каждого гражданина в своей электронной базе, а не вынуждал его собирать - подчеркнул экономист.

Говоря и цифровой повестке ЕАЭС, он отметил, что цифровизация может положить конец торговым войнам, спровоцированным национально-экономическим эгоизмом ряда стран.

- Поэтому неожиданным образом вопрос цифровизации единого экономического пространства оказался во многом даже более перспективным и актуальным, нежели чем остальные вопросы, потому что вопрос суверенитета в едином пространстве интернета начинает звучать по-другому, - уверен Кубат Рахимов.

Продолжая тему, ведущий специалист ОВС и ЕАЭС ГКИТС Нурида Мансурова рассказала о том, что в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС, Кыргызстан может успешно использовать приоритетный для республики проект «Работа без границ», который представляет собой унифицированную систему поиска рабочих мест и трудоустройства.

 

- Данный проект планируется запустить в текущем году. Его основная цель – создание доступа к поиску информации о свободных рабочих местах, вакансий и соискателях. В данном проекте будут участвовать национальные системы пяти стран, - рассказала специалист Госкомитета информационных технологий и связи.     

По мнению политолога Марата Казакпаева, правительству необходимо проводить широкую разъяснительную работу по вопросам внедрения цифровизации, так как еще не все до конца понимают, в чем необходимость данного процесса, особенно для людей, проживающих в регионах.

 

- Для этого надо подключать экспертное сообщество, неправительственные организации. Примером служит вопрос внедрения биометрических паспортов, работа в этом направлении правительством упущена, из-за чего наши граждане имеют большие проблемы по выезду за рубеж. А нашими паспортами пользуются граждане чужих государств, - отметил политолог.

Большие возможности цифрового представления информации приводят к тому, что цифровизация формирует целостные технологические среды «обитания», в рамках которых пользователь может создавать для себя нужное ему дружественное окружение с тем, чтобы решать целые классы задач. Однако развитие технологий формирования экосистем мир видит в разных контекстах. Об этом в своем докладе рассказала эксперт по экономическим вопросам Нургуль Акимова.

 

- Кыргызстан в контексте включенности в мировую тенденцию показывает пока не самые конкурентные позиции. Об этом также говорят международные рейтинговые показатели. Так по итогам 2019 года Кыргызстан в Глобальном инновационном индексе занял 90 место из 129 стран мира, в то время как Казахстан стоит на 79 месте, Беларусь – на 72, Армения – на 64, Украина – занимает 47 место, а Россия – 46, - сообщила эксперт.

По ее словам, отставание Кыргызстана по темпам и масштабам цифровизации от других стран может привести к тому, что она окажется в стороне от научно-технического прогресса. Сегодня Кыргызстан находится на этапе первого уровня цифровизации из трех.

- Для первого этапа цифровизации характерно точечное использование цифровых технологий в целях оптимизации затрат — пример обмен межведомственными данными организованный ГП «Тундук».  Второй этап характеризуется более широким применением цифровых технологий, но в рамках действующих бизнес-моделей — пример авиационной отрасли. Для третьего этапа характерно такое применение цифровых технологий, которое ведет к смене самой бизнес-модели — пример беспилотного такси, когда бизнес строится на предоставлении услуг такси, но без соответствующей материальной базы, -  отметила эксперт.

Одним из эффективных решений для продвижения цифровой трансформации для стран ЕАЭС Нургуль Акимова видит применение передовых правовых инструментов.

- Речь идет о введении специального режима («регулятивных песочниц»), позволяющий регуляторам и участникам проектов в рамках цифровой повестки ЕАЭС безопасно апробировать новые идеи, подходы, бизнес-модели в нескольких юрисдикциях одновременно. Сейчас в рамках ЕАЭС ведется работа по выработке единого понимания концепции цифровой трансформации отраслей и рынков. Однако затягивание процесса согласования политик может стать препятствием для достижения синергетических эффектов в развитии цифровой экономики государств-членов и цифрового пространства ЕАЭС в целом, - добавила экономист.

Экономист Карим Уразбаев согласился, что сейчас Кыргызстан находится на первом этапе перехода на цифровую экономику, отметив, что это самый легкий этап, несмотря на все его сложности. При этом он обозначил проблему обеспеченности кадрами, которые, по его мнению, должны воплотить поставленные цели.

 

- Если работник не способен воспринять технические параметры, то невозможно перевести все имеющиеся наработки в инструмент развития. Это первое. Второе – со временем встанет вопрос о необходимости адаптации всей нормативной правовой базы, иначе она станет тормозом эффективного использования цифровой модели и технологий. Сейчас экономическое развитие республики основывается на кредитной базе. Но при этом надо понимать, что нужен не кредитный рост экономики, а инвестиционный. Только он может нам обеспечить устойчивость, - уверен эксперт.

Он подчеркнул, что Кыргызстану необходимо научиться привлекать инвестиции, для чего необходимо внести изменения в ряд нормативных документов, предусматривающих изменения в налоговой деятельности, в деятельности по товародвижению и т.п.

- Все это должно стать базовым нормативным компонентом в вопросе эффективного интеграционного процесса ЕАЭС. То есть необходимо обеспечить сопряжение национальных интересов с интересами ЕАЭС, - подчеркнул Карим Уразбаев.

В свою очередь исполнительный директор ОЮЛ «Кыргызско-российский деловой совет» Болот Дюшалиев подчеркнул, что цифровизация является инструментом повышения КПД любого процесса, в том числе и государственного управления. Однако, он считает, что не следует преувеличивать роль и значение системы внедрения цифровых технологий.

 

- Государству следует думать о том, чем оно будет зарабатывать, и тем самым повышать экономику. Но при этом, конечно, цифровые технологии в этом ему должны помочь. Но главный вопрос – в чем конкурентные преимущества нашей республики на международном рынке? Поэтому стране необходима внятная программа экономического развития, которую все ждут как деловое бизнес-сообщество, так и простые граждане. Например, эпоха реэкспортной экономики уже уходит в прошлое, и необходимо ставить задачи индустриального развития. Эти задачи стали очевидными уже при вступлении страны в ЕАЭС, - отметил Болот Дюшалиев.

На вопрос отсутствия собственного интернета у Кыргызстана обратил внимание председатель ОО «Люди мира» Алишер Ташматов.

  

- Цифровизация завязана на интернете, а у Кыргызстана своего интернета нет. Интернет-связь мы получаем у Казахстана, поэтому мы от них зависим. Необходимо начать процесс ратификации Договора о космическом праве, чего наша страна еще не сделала. Тем самым не используем огромный потенциал, хотя и имеем возможность запуска своего спутника с целью использования пяти «космических дорожек», принадлежащих нашей стране, - отметил Алишер Ташматов.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»