Когда экономика Кыргызстана сможет конкурировать со странами ЕАЭС?

Актуальные вопросы и проблемы экономического развития и повышения конкурентоспособности кыргызстанских товаров и услуг на рынке ЕАЭС обсудили в Бишкеке. Дискуссия состоялась в рамках круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир».

 

На сегодня перед Кыргызстаном стоит актуальная задача повышения конкурентоспособности экономики и формирования устойчивых конкурентных преимуществ. Об этом рассказал сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», эксперт по вопросам госуправления Шерадил Бактыгулов.

 

- Решение данных вопросов, в первую очередь, требует переосмысления методологических подходов, способных обеспечить повышение конкурентоспособности Кыргызстана как в рамках ЕАЭС, так и на других рынках. В данном контексте важно проанализировать движущие силы, которые стимулируют интеграционные процессы с целью определить критерии их эффективности, - уверен эксперт.

Депутат Жогорку Кенеша КР Исхак Масалиев в свою очередь отметил, что Евразийская интеграция решает не только экономические, но и политические задачи. Так, по его словам, тот же Узбекистан, не являясь членом ЕАЭС, имеет больше льгот при поставках своих товаров в Россию.

 

- Несмотря на то, что мы достигли политических целей при вступлении в ЕАЭС, в экономическом плане больших подвижек пока нет. Далеко не многие кыргызстанские товары нашли свое место на рынках России. Кроме того, Казахстан, защищая свои рынки, создает определенные проблемы при транзите наших грузов, что говорит о нарушении законодательства союза. Например, сейчас на границе опять скопилось много машин. Но что удивляет, водители фур не возмущаются, а просто ждут, - отметил парламентарий.

Он считает, что такие ситуации дают веские аргументы противникам союза, которые в последнее время возобновили активную полемику вокруг членства Кыргызстана в данном объединении, подчеркнув при этом, что сам он является сторонником союза, осознавая внутренние проблемы, мешающие полноценной интеграции республики в ЕАЭС.

- Мне достаточно уже того, что более миллиона кыргызстанцев работают в Российской Федерации. Львиная часть нашего экспорта приходится на ЕАЭС. Но сейчас стоит сказать о том, что наше желание поставлять свою продукцию в страны того же союза, превосходят наши возможности. И ключевая проблема в неспособности организовать продажи наших товаров на рынках состоит в том, что та же Россия просит регулярно большие объемы, но у нас мало кто это может их обеспечить, а отличие от тех же узбеков, например. Плюс, у нас так и нет необходимых для сертификации продукции лабораторий, - добавил депутат.

Продолжила тему к.э.н., доцент Дипакадемии МИД КР Гульдана Алыбаева.  По ее словам, КР нечестно себя ведет и на границе, почему периодически и возникают большие очереди автофур на границе с Казахстаном.

 

- С нашей точки зрения – казахи к нам несправедливо придираются. С точки зрения казахских коллег – мы ведем себя нечистоплотно в этих вопросах. С Хоргоса заезжает грузовая машина на территорию Кыргызстана и практически через час эта же машина выезжает с нашей территории в Казахстан по документам, в которых написано «Сделано в Кыргызстане», т.е. китайский товар уже вывозится под кыргызским брендом. Поэтому такие машины и задерживаются. И стоят они до тех пор, пока не придут к какому-либо консенсусу. Поэтому нам нужно начать с себя. Понятно, что наш предприниматель идет на такой шаг не от хорошей жизни, но факт в том, что он уже привык к такому «королевству кривых зеркал». То есть наш предприниматель не понимает, что такое «экономическая репутация», - подчеркнула экономист.

К.э.н., директор Колледжа БГУ Дамира Конокбаева напомнила, что в процессе экономического развития Кыргызстан, как и любая другая страна, должен опираться на «теорию преимущества»: технологическое либо ресурсное.

 

- О технологическом преимуществе мы пока можем только мечтать, а вот с точки зрения ресурсного преимущества у нашей страны хорошие перспективы. Но в данном случае проблема заключается в умении переработать эти ресурсы с целью их дальнейшей реализации и вывода на внешний рынок. Многие предприниматели, выпуская хорошую качественную продукцию, часто не могут ее реализовать. В этой связи приходится констатировать слабую макроэкономическую ситуацию. А это уже вопрос дееспособности наших компетентных государственных органов, в задачи которых входит создание бесперебойной цепочки «производитель – товар – реализация – выход на внешний рынок», - подчеркнула кандидат экономических наук.

Согласился с ее точкой зрения относительно недоработок государственной системы и общественный деятель, экс-спикер ЖК КР Ишенбай Кадырбеков, который считает, что осуществив перевод экономики на рыночные рельсы, Кыргызстан не сделал главного – не внес изменения в функции государства.

 

- К примеру, Министерство сельского хозяйства до сих пор не понимает, что его главная функция – стать продавцом товаров, производимых нашими фермерами и сельскохозяйственными предпринимателями. В США, например, в сельском хозяйстве работают всего три процента населения, а в их департаменте сельского хозяйства работает 45 тысяч человек, которые занимаются обслуживанием этих трех процентов населения. Участие в международных торгах и биржах позволяет данной структуре составлять прогнозные данные по производимым товарам в стране и возможностям их реализации на международном рынке. Поэтому фермеры не только обеспечивают потребности внутреннего рынка, но и являются одним из главных экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире, - рассказал Ишенбай Кадырбеков.

 В Кыргызстане же, по его словам, до сих пор нет аналитических данных по потребностям в товарах для внутреннего рынка, не говоря уже об экспорте. Сельхозпроизводители предоставлены сами себе, потому что государство не изменило функцию от контроля к заказчику.

Спрос рождает предложение, и этот спрос должно знать государство, которое должно участвовать в международных биржах и составлять прогнозы на 2-3-года вперед: какую продукцию и в каком количестве производить, каких специалистов готовить и т.д.   Это и есть современное государственное регулирование, которого у нас до сих пор нет Пока государство не поймет, что оно должно стать менеджером, маркетологом, стать посредником между производителем и потребителем, мы будем топтаться на месте, а наша продукция не будет конкурентоспособной, - подчеркнул экс-спикер ЖК КР.

Председатель объединения юридических лиц «Зелёный альянс», политолог Азамат Темиркулов в свою очередь подчеркнул, что сельское хозяйство не сможет стать драйвером кыргызстанской экономики, учитывая, что у республики очень мало посевных площадей.

 

 -У нас всего 1 миллион 200 тысяч гектаров посевных площадей. Это очень мало в сравнении с тем же Узбекистаном, где таких земель 27 миллионов гектаров, или с Казахстаном, у которого 22 миллиона гектаров, не говоря про Россию. Что бы мы ни делали, их продукция в любом случае будет дешевле нашей, потому что они берут большими объемами. Поэтому нам бы хоть обеспечить свой внутренний рынок, потому что мы и его проигрываем импорту.  Единственное, что мы могли бы экспортировать – это бренд –  экологически чистую продукцию, - уверен Азамат Темиркулов.

По его словам, Кыргызстан обладает огромным потенциалом в экспорте экологически чистой продукции, но не развивает этот потенциал.

- Мы закупаем удобрения из Узбекистана, но вся эта химия приносит больше ущерба, чем пользы.  Из-за того, что мы нашу землю пичкали всякими химикатами, сейчас более 80 процентов сельхозугодий деградировали. Поэтому, если мы хотим конкурировать с членами ЕАЭС, мы должны не пытаться с ними конкурировать в том, где у нас нет никаких преимуществ, а развивать то, в чем мы, действительно, конкурентоспособны, - подчеркнул председатель «Зеленого альянса».

При этом он констатировал, что ни бизнес, ни государство пока не готовы развивать «зеленую экономику».

- У нас на внутреннем рынке нет как таковой системы контроля качества той или иной продукции, потому что наши госорганы, и это уже закономерно вызывает вопрос о коррупции, закрывают на это глаза и не требуют его соответствия внутренним требованиям, не говоря уже о мировых стандартах. То есть наши производители могут, но не хотят, так как на внутреннем рынке можно обойтись и без этого. И когда речь заходит о внешнем рынке, наши предприниматели начинают сталкиваться с большим количеством вопросов. Поэтому необходимо ввести требования мировых стандартов и на внутреннем рынке для того, чтобы мы могли безболезненно решать вопросы вывоза нашего товара на рынок внешний, - добавил Азамат Темиркулов.

Возвращаясь к вопросу сторонников и противников Евразийской интеграции, политолог Марат Казакпаев напомнил, что в рамках ЕАЭС принято и подписано большое количество нормативных документов, регламентирующих экономическое взаимодействие, где расписаны требования, техрегламенты и т.д., но не видно их практического применения. По мнению эксперта, причина такой ситуации кроется в чрезмерной бюрократизации процессов, в результате чего проблемы не решаются, а лишь накапливаются, наслаиваясь друг на друга.

 

- Я считаю, что именно по этим причинам сейчас в медийном пространстве опять возникают дискуссии «а нужно ли было входить в ЕАЭС?». Страны, которые ранее задумывались над возможностью вступить в союз и даже проводили в этом направлении какие-то действия, например, Узбекистан, Таджикистан, Молдова сейчас заявляют о том, что в лучшем случае будут участвовать в Союзе в качестве наблюдателей. Сейчас очень актуально обеспечить регулирование этих процессов, нацеленных на защиту интересов предпринимателей и товаропроизводителей членов союза, прежде всего, со стороны ЕЭК, - добавил политолог.

В свою очередь экономист Азамат Акенеев обратил внимание на обратил внимание участников дискуссии на проблемы денежно-кредитной политики Кыргызстана.

 

- Когда страны ЕАЭС «уронили» свою валюту, наш сом девальвировался минимально, в результате чего произошел перекос, который сохранился и на сегодняшний день. Это, конечно, позволяет решить часть социальных проблем, но для производителей – это подрыв конкурентоспособности. Иногда считанные проценты играют роль. Компаниям сложно преодолеть этот перекос. Перед НБКР нужно ставить цель – отвечать за экономический рост страны, - подчеркнул эксперт.

По его словам, за последние 5 лет наблюдаются постоянные колебания по товарообороту и экспорту кыргызских товаров в страны ЕАЭС, но серьезного роста этих цифр даже после вступления республики в союз не произошло, т.е. КР продолжает экспортировать примерно тот же объем продукции, что и до вступления в объединение.

- Встает вопрос – имело ли смысл связываться с ЕАЭС, если у нас по-прежнему производство и экспорт остались на прежнем уровне? Чтобы решить эту проблему, необходимо устранить барьеры для торговли и экспорта товаров. Это создание инфраструктуры качества, логистических центров, ведение переговоров с РК, потому что там часто создаются проблемы. К нам обращаются предприниматели, говоря, что требования к бизнесу КР на рынках Казахстана и России жестче, чем у нас применяются к другим членам ЕАЭС. Часто службы стран ЕАЭС могут применить требования, которые похожи на барьеры. В этом направлении необходимо нам вести работу, - подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что, не смотря на принцип союза, что каждая из стран ЕАЭС имеет право голоса в принятии решений, предложения Кыргызстана не всегда проходят, учитывая размер экономики республики.

- Например, наши производители воды говорят, что не могут уместить на этикетке все маркировки, предусмотренные техрегламентами, однако, в ЕЭК отвечают, что не будут менять правила игры ради нескольких производителей, - рассказал Азамат Акенеев.

Между тем, д.т.н., профессор КЭУ Кенешбек Алымбеков подчеркнул, что товаропроизводители КР еще не научились готовить свой товар по международным стандартам.

 

- Вопрос стандартизации и сертификации должен решаться с участием товаропроизводителей, гражданского общества, академического сообщества. А у нас роль Кыргызстандарта с каждым годом снижается. В данном ведомстве работает всего 4 человека, которые физически не в состоянии успеть разобраться с этими вопросами. Например, одна из причин возврата продукции КР – отсутствие маркировки или ее несоответствие товару. Нам необходимо решить эти проблемы, чтобы искоренить впечатление, что из Кыргызстана поступают только «серые» товары, - уверен экономист.

По его словам, сегодня в Кыргызстане функционирует только две лаборатории, отвечающие стандартам ЕАЭС, хотя планировалось открыть подобные лаборатории и в других точках республики. Одной из проблем экономист считает отсутствие специалистов, умеющих работать на современном оборудовании с использование новейших методик.

- С каждым годом количество абитуриентов, поступающих на зооветеринарный, агрохимический, биологический, товароведческий факультеты, снижается. Поэтому по линии Минобразования можно было бы решить вопрос кадрового обеспечения, - добавил Кенешбек Алымбеков.

Политический обозреватель Аркадий Гладилов в своем выступлении сделал акцент на том, что кыргызские производители не всегда находят точки сбыта своей продукции даже на местном рынке, не говоря уже о внешних рынках.

  

- Примерно 80 процентов товаров, продающихся в наших сетях супермаркетов – это товары из России, Белоруссии. Казахстана. При этом товары местных товаропроизводителей практически не представлены на их полках, что само по себе странно, учитывая, что качество нашего товара не уступает зарубежным аналогам, местная продукция даже более экологичная, поэтому я считаю необходимым обязать владельцев этих торговых сетей обеспечить приоритетность кыргызстанского товара для продажи, - подчеркнул Аркадий Гладилов.

 Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»