Водный кодекс КР: экология, экономика или политика?

Чего больше – заботы об экологии, экономики или политики – в инициативе парламентской фракции «Ата-Мекен» о внесении изменений в водный кодекс КР? На этот вопрос постарались ответить участники круглого стола, прошедшего в Бишкеке по инициативе Клуба региональных экспертов КР «Пикир».

Депутаты от партии «Ата-Мекен» предлагают исключить из закона норму, разрешающую использовать в промышленных целях ледники Давыдова и Лысый, находящиеся в зоне действия золотодобычи на руднике «Кумтор».

Следует подчеркнуть, что разрешение на использование двух конкретных ледников золотодобытчиком было принято Жогорку Кенешем, в том числе и «ата-мекеновской» фракцией, и подписано президентом Кыргызстана в 2017 году.



Тогда поправки в Водный кодекс КР, регулирующий воздействие горнодобывающей промышленности на ледники, были внесены с целью создания условий для обеспечения бесперебойного производства на крупнейшем объекте стратегического значения.

При этом, внесенные изменения прошли общественную и экспертную экспертизу. Научная экспертная комиссия, в которую вошли специалисты из разных стран, на основе исследований пришла к выводу, что влияние разработки месторождения «Кумтор» на таяние ледников Давыдов и Лысый крайне незначительное – оно составляет не более 4 процентов, остальные 96 процентов связаны с глобальным потеплением. 

Сегодня, что важно отметить – в преддверии очередных парламентских выборов, фракция «Ата-Мекен» вновь поднимает вопрос о ледниках.   

Является ли инициатива обоснованной с точки зрения экологии, или же за ней стоят совершенно иные цели?

По словам сопредседателя Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолога Игоря Шестакова, за годы независимости горнодобывающая отрасль в Кыргызстане развивается очень слабо по сравнению со своими возможностями и фактически находится на дне в плане инвестиционной привлекательности.



- В конце января текущего года президент Сооронбай Жээнбеков говорил на специальном совещании о наличии препятствий на пути добросовестных инвесторов в этой стратегической сфере, которые искренне хотят вкладывать средства в экономику государства и разрабатывать месторождения. Несмотря на это, мы видим, что в парламенте в очередной раз звучат инициативы о запрете разработки месторождений, якобы, связанным с экологической необходимостью, - отметил эксперт.

Он напомнил, что в ВК КР  было внесено положение о разрешении использования двух ледников при разработке крупнейшего в Кыргызстане золоторудного месторождения «Кумтор».  

-  Тогда перед инвестором было поставлено условие – минимизировать ущерб от воздействия и проводить постоянный контроль состояния ледников Давыдов и Лысый. Эти условия выполняются, однако, фракция «Ата-Мекен» предлагает отменить поправки в Водный кодекс, которые в 2017 году депутаты сами же и приняли. При таком отношении к стратегической отрасли, рассчитывать на приход инвесторов нет смысла, - добавил Игорь Шестаков.

На это депутат от фракции «Ата-Журт», заместитель председателя комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию ЖК КР Рада Туманбаева ответила, что она считает, что в контексте экономического развития Кыргызстана необходимо учитывать экологические аспекты.



Я поддерживаю предложение коллег о пересмотре Водного кодекса. Говоря о развитии экономики, мы не учитываем экологические аспекты. Об экологии мы вспоминаем лишь, когда тот или иной вопрос становится резонансным. Поэтому я против использования ледников, которые являются запасами пресной воды. Я думаю, лучше немного подождать, чтобы разрабатывать недра экологически чистыми методами, — сказала Рада Туманбаева.

Когда ей задали вопрос, как она лично намерена защищать ледники от климатического воздействия, которое приводит к их интенсивному таянию, депутат заявила, что готова защищать ледники собой. А вот чем депутаты намерены перекрыть «дыру в бюджете», которая может образоваться от приостановки деятельности на «Кумторе» в случае принятия инициированных депутатами поправок, парламентарий ответить не смогла.

Политический аспект вопроса 

В свою очередь эксперт по вопросам государственного устройства Шерадил Бактыгулов отметил, что депутаты часто принимают законы, которые в лучшем случае, не работают, а в худшем  наносят вред государству.



Чем ближе завершение работы шестого созыва Жогорку Кенеша, тем бездумнее законы предлагают депутаты. В прошлом созыве к завершению работы депутаты приняли закон об ОСАГО. Потом его исполнение отложили на два года. В этом году снова отложили. Не проведены анализ регулятивного воздействия, не было его обсуждения с транспортными и страховыми компаниями. Нас вводят в заблуждение, говоря, что водителям будет достаточно обменяться визитками, а дальше страховщики займутся всеми вопросами. Но если вы хотите получить компенсацию на восстановление автомобиля, надо оформлять КАСКО. Похожая ситуация с законопроектом о лишении неприкосновенности президента, - пояснил свою мысль Шерадил Бактыгулов.

Возвращаясь к теме круглого стола, эксперт поинтересовался, проводились ли по предлагаемому законопроекту о внесении поправок в ВК КР экспертные и научные обсуждения, круглые столы и общественные слушания?

- Во-первых, депутаты должны были рассмотреть хотя бы анализ регулятивного воздействия, но они даже этого не сделали. Тем не менее, законопроект прошел два чтения. Во-вторых, мы все знаем, что согласно нормам международного права, любой принятый закон обратной силы не имеет,  наш же парламент в данной ситуации пытается повернуть законодательство вспять. Еще одна сторона вопроса я в том, что депутаты постоянно винят правительство в том, что оно не работает над инвестиционной привлекательностью республики, совершенно не желая осознавать, что с такими законами пытаться привлекать инвесторов, все равно, что желать хорошего плавания тонущему кораблю. Таким способом депутаты помогают лишь увеличить отток средств из страны, - подчеркнул эксперт.

В этой связи он предположил, что в данном законопроекте мало заботы об экологии или экономике. По мнению докладчика, инициатива скорее может быть связана с предстоящими выборами в Жогорку Кенеш.

- В 2020 году в Кыргызстане пройдут очередные парламентские выборы, это старая практика, создать вопрос и поставить людей, принимающих решение, в неудобное положение. Если законопроект пройдет в третьем чтении, то правительство будет вынуждено его реализовывать. Но как? При запрете на использование ледников Давыдов и Лысый, деятельность компании будет невозможна физически из-за угрозы жизни рабочих и сохранности объектов рудника, и тогда придется закрывать «Кумтор», потому что приостановить работы даже на время невозможно. Этот вопрос в законопроекте не рассматривается.  В справке-обосновании лишь общие слова и ничего больше. При этом если правительство не найдет возможности исполнять принятый закон, то снова встанет вопрос об его эффективности. Очевидно, что в данной инициативе одна политика, и ничего больше, – добавил  Шерадил Бактыгулов.

С тем, что законопроект о внесении очередных поправок в Водный кодекс КР, преследует исключительно политические цели, согласен и эксперт Марс Сариев.



- Действия партии «Ата Мекен» вполне понятны, приближаются парламентские выборы и им нужно заручиться поддержкой электората. Политики в Кыргызстане не отличаются ответственностью, они как спринтеры, им бы день простоять и ночь продержаться. И поэтому в своих интересах они всегда  используют «болевые» точки — Кумтор, Узенгуу-Куш, антикитайские настроения. Мы же знаем, что эти вопросы поднимаются политическими партиями, когда им это выгодно. Сейчас фракция «Ата-Мекен», предлагая свой законопроект, пытается играть против действующей власти, учитывая, что нынешнее правительство Кыргызстана итак находится в «лежачем» положении, и общество активно обсуждает перспективу отставки кабмина, а эксперты предполагают, что весной внутриполитическая ситуация обострится, - уверен Марс Сариев.

В качестве подтверждения своих слов эксперт напомнил, что в 2017 году «ата-мекеновцы» поддержали внесение поправок в Водный кодекс КР, а теперь ввиду изменения политической конъектуры, кардинально изменили свою позицию по данному вопросу. Между тем, Марс Сариев  уверен, что инициатива «Ата-Мекена» не получит одобрения ввиду политических и экономических последствий, которые она может повлечь за собой.

-  Во-первых, «Кумтор» является бюджетообразующим предприятием для Кыргызстана, и внесение очередных поправок, ущемляющих деятельность компании, может повлечь не только глобальные прорехи в государственном бюджете, но и международные судебные разбирательства, а также огромные иски против правительства Кыргызстана. Во-вторых, все потенциальные инвесторы, принимая решения вкладывать деньги в нашу республику или нет, сейчас смотрят на ситуацию с «Кумтором». Как можно привлечь инвесторов, когда на нашего основного инвестора постоянно оказывается политическое давление? Поэтому, я считаю, что с экономической точки зрения законопроект «Ата-Мекена» наносит ущерб Кыргызстану, - подчеркнул  эксперт.

Продолжил тему менеджер по соблюдению нормативной базы в области охраны здоровья, труда и окружающей среды «Кумтор голд компании» Эрик Кожомкулов.



- Если «Кумтор» прекратит свою деятельность, 3,5 тысячи человек, которые работают в компании, а также сотни подрядных организаций и их сотрудники, останутся без работы. Это может грозить республике серьезным социальным напряжением и ростом уровня миграции. Еще один вопрос – чем Кыргызстан восполнит долю «Кумтора» в экономике? Негативно такой шаг отразится и на инвестиционной привлекательности страны, потому что при таком отношении к крупному показательному иностранному бизнесу в республику не придет ни один инвестор, - отметил представитель компании.  

Экологический аспект вопроса 

Говоря об экологическом аспекте вопроса, менеджер «Кумтор Голд Компани» отметил, что роль компании в таянии ледников Давыдов и Лысый минимальна. Такие выводы он сделал на основании экспртных оценок и научных экспертиз, которые постоянн проводятся специалистами.

- По данных гляциологов, у нас на ледниках откладывается до 2 тысяч тонн пыли в год. И она не от «Кумтора». Твердые частицы наносятся  ветрами из разных пустынь, также на ледниках оседает принесенная воздушными потоками высохшая соль с Арала. Исчезновение ледников происходит из-за глобального потепления, - отметил Эрик Кожомкулов.

Его слова подтвердил гляциолог Рыскул Усубалиев, который сообщил, что за последние 50 лет исчезли порядка 60-ти процентов ледников, что не связано с человеческой деятельностью.



- Например, в массиве Ак-Шийрак, где находятся ледники Давыдова и Лысый, около двух тысяч ледников. И они все отступают. Это связано с глобальными климатическими изменениями, - подчеркнул он.

Развивая тему дискуссии, эколог компании «Алтын Альянс», работающей на месторождении «Джеруй» Елена Кутманова рассказала о том, что аналогичная ситуация с ледниками наблюдается и в Таласской области.



- Чтобы не попасть в такую ситуацию, в какой находится сейчас «Кумтор», в 2017-2018 годах мы провели обследование 9 ледников в бассейне реки Джеруй. Результаты обследования показали, что каталог ледников времен Советского союза очень устарел и требует новой разработки. Параметры, указанные в каталоге, не соответствуют существующим параметрам. На основании проведенных натурных замеров и обследования состояния ледников, мы обнаружили, что потеряно порядка 60-ти процентов площадей ледников, указанных в каталоге 1970-х годов. А двух ледников из девяти, обозначенных в бассейне реки «Джеруй» вообще не осталось. И это однозначно не связано с разработкой месторождения золота, т.к. работы на руднике еще не начались, - рассказала Елена Кутманова.

При этом она обратила внимание на другой аспект водопользования горнодобывающими компаниями, который касается тарифной политики.

- В период с 2015 по 2016 год действовало временное постановление о тарифах, согласно которому добывающие компании платили 25 тыйынов за кубометр воды. Однако в 2016 году срок действия документа истек, и с тех пор никаких новых документов на этот счет не было принято. Компании готовы платить за использование воды в производстве, однако в Кыргызстане нет нормативных актов, определяющих, сколько и кому мы должны платить, - отметила эколог.  

Об этом в своей выступлении говорил и директор отдела ДВХ министерства сельского хозяйства, мелиорации и перерабатывающей промышленности КР Кыдыкбек Бейшекеев.



- Я считаю, что производственные или перерабатывающие предприятия, равно, как и любые другие субъекты предпринимательской деятельности, которые используют воду из внешних или подземных источников в промышленных целях, должны за нее платить. К сожалению, у нас этот вопрос остается открытым, - отметил он.  

Доктор технических наук, академик НАН КР Дюшен Маматканов, также обратил внимание участников круглого стола на то, что в Кыргызстане много вопросов в сфере водных ресурсов, которые требуют скорейшего решения. В их числе ученный назвал вопрос определения хозяйствующего субъекта воды, который может регулировать тарифную политику, не только в сфере горной добычи и иных отраслей производства, но и в плане выстраивания экономических отношений с соседними государствами.


- Политикам надо заботиться о вопросах эффективного использования водных ресурсов страны. В этом направлении нужны законодательные решения, чтобы Кыргызстан мог рационально использовать свои стратегические ресурсы. Сейчас свои ледники республика практически  не использует. Орошаемых земель рядом нет, а талая вода уходит в соседние государства, причем абсолютно безвозмездно, - отметил Дюшен Маматканов.

Он также сообщил, что за последние несколько десятков дет общее количество ледников на территории Кыргызстан сократилось на две тысячи.

- Разработка «Кумтора»  на экологию Иссык-Куля особо не влияет. Более того канадские инвесторы выделяют деньги на то, чтобы проводились научные работы по мониторингу ледников вблизи месторождения. Также разработка «Кумтора» не оказывает никакого влияния и на реку Нарын. Просто отдельные политики придумывают причины, чтобы давить на инвесторов и беспокоить население, - подчеркнул ученый.

В этой связи он посоветовал депутатам ЖК КР заниматься решением действительно важных вопросов, а не популизмом.

 Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»