Год спустя: стал ли президент консолидирующим фактором в парламентском Кыргызстане?

В Бишкеке по инициативе Клуба региональных экспертов КР «Пикир» обсудили комплекс вопросов, обусловленных необходимостью политической консолидации и достижения общественного согласия, в том числе через объединение политической элиты и гражданского общества для эффективного развития государства. Смог ли глава государства за год, прошедший с момента его избрания, стать политическим арбитром и фактором консолидации политических и общественных объединений в парламентском Кыргызстане?  

  

Как отметил, открывая дискуссию, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, консолидация общественных и политических сил в стране, ведущая к консенсусу сторон, является важным фактором развития республики. По словам эксперта, это осознает и президент КР.

 

- Сооронбай Жээнбеков провел встречи с представителями судейского корпуса, общественности, бизнеса, неправительственного сектора. Недавно, во время рабочей поездки в Таласскую область президент сообщил о том, что у него планируется встреча с бывшими спикерами Жогорку Кенеша и экс премьер-министрами. Я не помню, чтобы подобные встречи проходили когда-либо ранее, - отметил эксперт.  

Говоря о конкретных результатах работы главы государства за год, Игорь Шестаков сделал акцент на том, что не на словах, а на уголовных делах ведется активная борьба с коррупцией.  При этом эксперт обозначил, что в обществе обсуждается необходимость пересмотра уголовных дел, которые были связаны с предвыборной президентской гонкой.

- Сразу после президентских выборов в обществе стали звучать мнения, что необходимо пересмотреть эти дела, которые общественность квалифицировала, как политические – на Каната Исаева, на Омурбека Текебаева, на Омурбека Бабанова. К слову, по Бабанову. На прошлой неделе один из депутатов ЖК от фракции «Республики» обратился  к президенту с предложением о пересмотре дела. С другой стороны общественность поддерживает президента в борьбе с коррупционными делами, требуя, чтобы то же дело по бишкекской ТЭЦ было доведено до логического конца, и виновные были наказаны. Т.е. здесь нужен очень тонкий подход, чтобы с одной стороны в правовом поле пересматривались те дела, которые были связаны с теми или иными политическими процессами, и с другой стороны, чтобы политические вопросы не стали для кого-то защитой от ответственности за коррупцию, - добавил Игорь Шестаков.

О том, что в Кыргызстане назрела необходимость вернуться к рассмотрению политических  уголовных дел, в своем выступлении говорил и гражданский активист Канат Мидин уулу.

 

-  Политические уголовные дела, например, на Омурбека Бабанова или Омурбека Текебаева, должны быть пересмотрены, потому что все мы понимаем, что они были возбуждены в рамках предвыборной кампании. И если мы стремимся к стабильности, то пересмотром этих дел нужно заняться в ближайшее время. В противном случае это может привести к определенным последствиям, сейчас общественность ожидает, что новые власти поставят точку в этом вопросе, - считает активист.

Продолжая тему, эксперт по вопросам государственного управления Шерадил Бактыгулов отметил, что сейчас самое время вернуться к пересмотру резонансных уголовных дел, которые заводились на известных политиков в предвыборный период, и были  связаны, прежде всего, с политической конъектурой, чего быть не должно.

Возвращаясь к вопросам консолидации общества, эксперт отметил, что  каждый шаг нынешнего президента направлен именно на это.

 

- Встречаясь  с различными группами, президент не делит людей на акаевских, бакиевских или атамбаевских. Видно, что он видит в них, прежде всего граждан Кыргызстана, которые имеют опыт, связи внутри страны и за её пределами. Он верит, что это люди, которые болеют за страну и верят в ее будущее, и на основе их опыта и  знаний, удастся разработать модель, каркас национального плана развития республики.  Как показывает мировая практика, консолидация местных элит может благоприятно сказаться на развитии страны. Консолидация власти и элиты страны может раскрыть весь тот потенциал, который есть в республике и вывести страну на новый путь развития. я думаю, Сооронбай Жээнбеков имеет способность находить разумные компромиссы для решения современных вызовов стоящих перед страной и обществом, - считает эксперт.

По словам политолога Эдила Осмонбетова, за год своего президентства Сооронбай Жээнбеков сумел добиться политической стабильности и консолидации общества Кыргызстана.  

 

- За четыре месяца Сооронбай Жээнбеков сделал то, чего никто от него не ожидал. Он выстроил такую систему взаимодействия всех ветвей власти, при которой в Кыргызстане нет политического противоречия между президентом, правительством и Жогорку Кенешем. И это один из ключевых элементов стабильности и политического консенсуса, - подчеркнул Эдил Осмонбетов.

Глава русского культурного центра «Гармония», председатель Координационного совета российских соотечественников КР Александр Степанюк в своем выступлении рассказал о том, что Сооронбай Жээнбеков уделяет большое внимание  вопросам дружбы народов. 

 

  

- Мне импонирует, что за этот год было несколько консультаций президента с Ассамблеей народа Кыргызстана. Стоит сказать, что прежние президенты ни разу не пришли к нам, ну разве что кроме «раннего» Акаева, когда он эту ассамблею открывал. Это говорит о том, что со стороны президента есть стремление к единству и согласию в стране, - отметил Александр Степанюк.

А вот общественный деятель Ишенбай Кадырбеков заявил, что историческая миссия нынешнего президента в том, чтобы обеспечить исполнение Конституции.

 

- Историческая задача Сооронбая Жээнбекова реализовать те нормы, которые заложены в Конституции. К сожалению, общественность до сих пор не осознала, что мы уже живем в совершенно другой системе, как этого не осознала и власть. Президенту не нужно влезать в социально-экономические вопросы, потому они не входят в его компетенцию. Но мы все еще ждем, что этими вопросами будет заниматься именно он. А в итоге в интересную ситуацию попал премьер-министр – вроде бы у него есть полномочия, но он не может их реализовать, потому что его работой занимается глава государства. В итоге у нас в стране двоевластие – один имея реальные полномочия, ничего не делает, потому что оглядывается на президента, который в свою очередь, не имея законных оснований, занимается решением премьерских задач. Хотя у президента свои гигантские полномочия в рамках его должности, и их исполнением  он должен заниматься, - считает Ишенбай Кадырбеков.

О возможном росте социально-экономического напряжения весной следующего года в своем выступлении говорил политолог Марс Сариев. Подчеркнув принципиальность действующей власти в вопросах борьбы с коррупцией, эксперт отметил, что в вопросах экономики страна оказалась в стагнации.

 
 

- В экономическом плане мы не сделали прорыва, и пока в команде Жээнбекова я не вижу новаторов, способных переломить ситуацию, способных обеспечить экономический прорыв.  Президенту нужно обратить внимание на политиков новой формации, которые сейчас не задействованы в управлении государством. Если их не привлечь, то к весне власть будет вынуждена уступить им место, потому что с каждым днем растет вероятность обострения социально-экономической, и как следствие общественно-политической ситуации, - высказал свое мнение Марс Сариев.

Неквалифицированные чиновники – головная боль Кыргызстана. На этот аспект обратил внимание экономист Асылбек Аюпов в своем выступлении.

  

- Именно из-за низкой компетенции исполнителей зачастую хорошие государственные стратегии остаются реализованными лишь на бумаге. В прошлой стратегии на 2013-2017 годы были написаны очень вполне реальные цели и задачи, одним из пунктов значилось удвоение внутреннего валового продукта. Однако, сегодня в Кыргызстане ВВП на душу населения составляет 1200 долларов, в то время как в Казахстане эта цифра составляет 10 тысяч долларов, а в Узбекистане 8 тысяч. Представляете, насколько мы отстаем от своих соседей. А вся проблема в кадрах, в их квалификации и подготовке. Вспомнить хотя бы ситуацию с Министерством труда и социального развития, которые спровоцировали скандал и были вынуждены уволиться. И такой уровень госслужащих практически во всех министерствах и ведомствах, - подчеркнул экономист.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»