Кумтор: новое правительство – новое соглашение

Правительство Кыргызстана пересмотрит соглашение с канадской компанией «Центерра Голд Инк» по разработке золоторудного месторождения «Кумтор».

Как ранее заявил премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев, в документе, подписанном правительством Сапара Исакова в сентябре прошлого года, есть моменты, с которыми нынешний кабинет министров категорически не согласен. Какие именно пункты инвестиционного соглашения будут пересматриваться, правительство не сообщило, но пообещало, что при принятии решений будут учитываться предложения и рекомендации экспертов.

По инициативе аппарата правительства КР в Бишкеке прошел круглый стол, где эксперты рассмотрели  экологическую и экономическую составляющие в реализации инвестиционного проекта «Кумтор», а также обсудили перспективы дальнейшей работы компании «Центерра Голд» в Кыргызстане.

 

- Правительством Кыргызстана готовится новое соглашение, которое планируется подписать в ближайшее время. Однако, прежде чем принимать какие-то решения премьер-министр должен узнать мнения экспертов по этому вопросу. Поэтому сегодня на базе Клуба региональных экспертов КР «Пикир» мы обсуждаем вопросы, касающиеся «Кумтора», - отметил сопредседатель Клуба «Пикир», заслуженный экономист КР Жумакадыр Акенеев.

Эксперт подчеркнул, что в новом соглашении канадская компания «Центерра Голд Инк»  должна признать, что получила сверхприбыль.

- Кыргызстан  мог бы избежать долгов перед иностранными кредиторами, если бы не шел на поводу у канадской компании, которая умеет влиять на власть республики и на отдельных чиновников и поэтому все время оказывается в выигрыше. Сегодня правительство республики должно поставить перед «Центеррой» условие, либо компания уходит, либо выплачивает нам упущенную за много лет прибыль, - уверен эксперт.

По его словам, Кыргызстан не дополучил свыше четырех миллиардов долларов – сумму, равную внешнему долгу страны.

- Взыскав с канадской компании даже половину суммы упущенной выгоды, Кыргызстан может рассчитаться с основным кредитором — Импортно-экспортным банком Китая. Если бы с первых дней соблюдались условия соглашения, подписанного в 1993 году, где Кыргызстан имел 67 процентов акций, сегодня мы не имели бы внешнего долга, - отметил Жумакадыр Акенеев, подчеркнув, что инвестор будет вынужден согласиться на такие условия, т.к. обращение в суд негативно отразиться, прежде всего, на «Центерре».  

Продолжая тему, общественный деятель Кыргызстана Ишенбай Кадырбеков,  отметил, что правительство и парламент, как правило, замалчивают тему «Кумтора» по причине коррупции.

 

- Ни в одном соглашении с 1992 года не защищались интересы Кыргызстана. Я не раз призывал передать государству «Кумтор» для того, чтобы он приносил пользу, но безрезультатно. Мне кажется, что для каждого президента Кыргызстана считалось большой честью подписать какой-либо документ, ущемляющий интересы своего государства. Ни один премьер-министр не избежал подписания договоров, ухудшающих ситуацию страны, - отметил докладчик.

Он добавил, что сейчас, когда стоит вопрос о подписании очередного соглашения по проекту, к обсуждению деталей договора необходимо подключить экспертное сообщество и общественность.

  

-  Разработка прошлых соглашений проходила закрыто, включая прошлогоднее «улучшенное» соглашение, подписанное Сапаром Исаковым, поэтому я призываю власти не повторять ошибок, - подчеркнул Ишенбай Кадырбеков.

Он напомнил, что золоторудное месторождение «Кумтор» является богатством Кыргызстана. Однако из-за предательства национальных интересов республики властями, оно не только не приносит стране справедливых доходов, но и стал экологической угрозой для будущих поколений страны.

- При этом, лица, принимавшие участие в этой преступной, противоречащей интересам народа, афере и, тем самым, нанесшие невосполнимый ущерб государству не привлечены к ответственности, а отдельные из них до сих пор находятся у власти,- подчеркнул докладчик.

Он отметил, что коррупционная составляющая в проекте присутствует  с момента заключения генерального соглашения в 1992 году.

- Согласно Конституции КР, действовавшей на момент подписания Договора, заключать договора с иностранными государствами, международными и коммерческими организациями имел право только Президент КР. Однако документ, подтверждающий, что полномочия подписания договора Президентом КР были делегированы премьер-министру КР, отсутствует. Также в нарушение Закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в КР», т.е.  без проведения конкурса был заключен и концессионный договор, - сообщил докладчик.

Он также подчеркнул, что путем введения громоздкой, многоступенчатой, запутанной схемы управления «Камеко» по сути отстранила кыргызскую сторону от участия в проекте, единолично управляла проектом и соответственно косвенным путем получила наибольшую выгоду.

- В Генеральном Соглашении и в Договоре указывалась цель совместной деятельности – получение прибыли. Однако, во всех учредительных документах не были определены условия и порядок получения и распределения прибыли, в результате чего Кыргызстан не дополучил, как минимум, три миллиарда долларов прибыли, - добавил Ишенбай Кадырбеков.

Он отметил, что сейчас Кыргызстан стоит перед дилеммой: либо власть  предотвращает дальнейшее усугубление ситуации и идет на более решительные шаги, либо оставляет все как прежде и окончательно губит природу, уничтожает ледники и экологию.

Резюмируя свой доклад, эксперт рекомендовал Жогорку Кенешу и правительству КР решить ряд вопросов. Прежде всего, лишить ОАО «Кыргызалтын» права представлять кыргызскую сторону в переговорном процессе и при составлении текстов соглашения, учитывая, что за время реализации проекта «Кумтор» данный субъект не оправдал доверия и показал себя несостоятельной, нанесшей непоправимый, материальный урон стране структурой. А также рассмотреть ответственность должностных лиц Кыргызской Республики прямо или косвенно связанных с подписанием соглашений, нанесших ущерб Кыргызстану.

Далее Ишенбай Кадырбеков предлагает расторгнуть комплексное мировое соглашение, подписанное между ЗАО «Кумтор Голд Компани», ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и Правительством КР 11 сентября 2017 года. Основанием для этого эксперт считает тот факт, что  правительство не обладало полномочиями подписывать данный документ. Кроме того соглашение не было одобрено Жогорку Кенешем и не получило положительного заключения Конституционного суда Кыргызстана.

С целью возврата упущенной выгоды из-за коррупционной реструктуризации проекта, докладчик предлагает не только начать расчет потерь Кыргызской Республики, но и принять меры по восстановлению реальной доли кыргызской стороны в активах «Центерры» и КГК.

Также он рекомендует не только обязать «Центерру» начать решение всех экологических вопросов, но и рассчитать ущерб, касающийся экологических и горно-инженерных рисков, в том числе,  будущих затрат по реабилитации, рекультивации и стабилизации месторождения.

Ишенбай Кадырбеков также озвучил перспективу национализации «Кумтора».

- Многие эксперты выступают против национализации, ссылаясь на Соглашения 2009 года, согласно которому Кыргызстан не имеет на это права. Однако согласно резолюциям ООН вопросы подобного характера регулируются национальным законодательством. Таким образом, законодательно республика может начать национализацию, но мы должны будем возместить определенные затраты инвестора. В случае национализации активы и доходы от месторождения будут в наших руках, и за счет этих средств мы сможем возместить затраты, - подвел итог докладчик.

Однако член Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков заявил, что не видит доводов в пользу национализации Кумтора.

  

- Хватит ли нам средств, которые мы получим, для выплаты компенсации – это один вопрос. Другой вопрос — стоит ли вообще думать о национализации, если уже к 2023 году запасы месторождения будут истощены, и рудник будет подготавливаться к закрытию, - подчеркнул эксперт.

Он также напомнил, что в конце июля заканчивается срок соглашения, и правительству нужно принять решение, что делать дальше.

- Надо помочь правительству в подготовке соглашения, это куда важнее, чем обсуждать вопрос о национализации, - уверен  Дуйшенбек Камчыбеков.

 

В свою очередь председатель правления ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев высказался в защиту канадских инвесторов. Он напомнил, что сейчас «Кумтор» является локомотивом экономики Кыргызстана, учитывая, что доля рудника в ВВП республики составляет свыше семи процентов, а в общем объеме промышленного производства — свыше 23 процентов. Ежегодно от деятельности предприятия в бюджет государства поступает свыше ста миллионов долларов.  

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»