Председательство Кыргызстана в ШОС: перспективы политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества

В Бишкеке обсудили перспективы активизации политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества стран-участниц Шанхайской Организации Сотрудничества в рамках председательствования Кыргызстана в ШОС в 2018-2019 годах.

Во время круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов КР «Пикир», участники рассмотрели вопросы активизации процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций, перспективы сопряжения ЕАЭС и ШОС в целях продвижения евразийской интеграции, возможности взаимодействия ОДКБ и ШОС в вопросах обеспечения региональной безопасности и многие другие.

Открывая дискуссию, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», заслуженный экономист республики Жумакадыр Акенеев напомнил, что Кыргызстан является членом ШОС уже 22 года, с тех пор, как была организована «Шанхайская пятерка», которая в 2001 году трансформировалась в ШОС. Модератор предложил участникам не только обсудить перспективы председательствования республики в Совете ШОС, но дать оценку, какой эффект республика получает от членства в данной организации.

 

- Сегодня Шанхайская организация сотрудничества по территориальным, человеческим ресурсам, экономическому потенциалу и многим другим показателям занимает одну из лидирующих позиций на международной арене. Мы сегодня в экспертном кругу поговорим о том, что нам дало  сотрудничество в рамках ШОС. Имеем ли мы номинальное членство или же получили определенные дивиденды, - предложил Жумакадыр Акенеев.

По оценкам большинства экспертов, членство в Шанхайской Организации Сотрудничества имеет большое значение для Кыргызстана. Как отметил профессор, доктор политических и кандидат экономических наук, экс-министр иностранных дел КР Аликбек Джекшенкулов, прежде всего, ШОС играет важную роль в вопросах обеспечения безопасности. Близость Афганистана, ситуация в Сирии, новая доктрина безопасности и ядерная доктрина США, нацеленные на усиление влияния Америки во всех странах мира, это, по мнению эксперта, те вызовы, которые встают  перед странами ШОС, и которым нужно противостоять совместными усилиями.

 

- Безусловно, это задачи глобального уровня, поэтому могут возникнуть вопросы, что может сделать маленький Кыргызстан в такой ситуации. Мы можем инициировать новые предложения и выступать в роли миротворца. У нас нет больших противоречий в вопросах безопасности с другими странами. Поэтому, несмотря на размер страны, мы должны продвигать идеи диалога, как на региональном, так и на мировом уровне. Например, можно возобновить диалог по Афганистану, где Бишкек мог бы стать площадкой по обсуждению данного вопроса, наподобие Астаны, где ведется диалог по Сирийскому конфликту. Тем более, у Кыргызстана есть интеллектуальный потенциал в лице экспертов международного класса, которые могут активно сотрудничать с властями. На мой взгляд, это должно стать одной из основных задач Кыргызстана на период председательствования в ШОС, - отметил Аликбек Джекшенкулов.

Он также добавил, что ближайший год дает республике дополнительные возможности поднять имидж и выступить с актуальными инициативами, отвечающими, как национальным интересам, так и интересам всей «шанхайской восьмерки».

Продолжил тему председатель Ассамблеи народа Кыргызстана Мамытов, который считает, что председательствование в ШОС проходит «в эпохальный период», когда после присоединения Индии и Пакистана  Организация приобретает новые очертания и параметры, и открывает перед республикой большие перспективы.

 

- Мы получили уникальную возможность заявить о себе, как о стране, способной решать многие стратегические вопросы, например, региональной безопасности. Сегодня ситуация такова, что некоторые государства вмешиваются в дела других, создавая и модерируя  региональные конфликты в своих личных интересах, игнорируя Совет Безопасности ООН и провоцируя угрозу использования ядерного оружия. Кроме того, растет угроза сепаратизма, экстремизма и терроризма, а следовательно и организованной преступности, в том числе незаконного оборота наркотиков, доходы от которого идут на финансирование группировок боевиков, - отметил Токон Мамытов.

По его мнению, Кыргызстан может предложить реальные механизмы противодействия всем этим явлениям, в том числе геополитическим манипуляциям на  региональных конфликтах.  

- Сегодня даже небольшие государства, не обладающие мощным экономическим и военным потенциалом, становятся ключевыми игроками на мировой арене за счет своего стратегического геополитического положения. Поэтому, если Кыргызстан сможет найти решения для этих серьезных задач,  то войдет в историю как страна, давшая толчок развитию ШОС из региональной организации в глобальную, - считает эксперт.

Между тем, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков указал на некоторые недочеты Шанхайской Организации Сотрудничества. По его словам, ШОС стала клубом глав государств и премьер-министров, не интегрированным в экспертное и бизнес сообщества. В этой связи он выразил уверенность, что председательствование Кыргызстана в Совете «шанхайской восьмерки» поможет изменить эту ситуацию.  Говоря о плюсах, эксперт подчеркнул значение шанхайского объединения в решении двусторонних вопросов некоторых стран.

 

- Настало время, когда ШОС должна стать той геополитической структурой, которая будет формировать региональную повестку. Мы помним период «непростых» отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном, когда не было двусторонних встреч, и только  ШОС выступала площадкой, где главы двух стран могли решить свои вопросы. Сейчас в ШОС состоят Индия и Пакистан, отношения которых сложно назвать дружескими, и здесь опять же Организация может сыграть важную роль, - подчеркнул Игорь Шестаков.

В своем выступлении он также отметил, что на сегодня более или менее решился вопрос повестки дня ШОС.

- Как известно, Россия всегда выступала за наращивание антитеррористического потенциала ШОС, Китай в большей степени интересовался продвижением своих экономических интересов. Из-за разности походов двух крупных участников всегда существовала некая дилемма – каковы основные задачи объединения? Сегодня с появлением ЕАЭС этот вопрос практически снят. Появилось понимание  о необходимости усиления вопросов, связанных с безопасностью, в том числе взаимодействия ШОС и ОДКБ, - добавил эксперт.

Вопросы сопряжения Шанхайской Организации Сотрудничества и Организации Договора Коллективной Безопасности в своем выступлении затронул и президент международной ассоциации спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба, который подчеркнул, что ни один интеграционный проект экономического характера не может успешно реализовываться без решения базисного вопроса – вопроса безопасности.  

 

 

-  Если хоть в одном государстве ШОС произойдет дестабилизация ситуации, то ни о каких других проектах речь уже не пойдет. В 2002 году ОДКБ начала активно работать по противодействию терроризму и экстремизму. Причем, после событий в 1999-2000 году в Баткенской области КР особый упор был сделан на Кыргызстан. В 2012 году были созданы силы коллективной безопасности, в которые вошли военные контингенты всех стран – участниц ОДКБ. В рамках данного объединения составлен список, включающий  100 террористических организаций и идеологических противников, т.е. тех, кто ведет подрывную деятельность, в том числе, и на территории стран ШОС. В этой связи  председательствуя в шанхайском объединении, Кыргызстану следует сделать акцент на этих вопросах с тем, чтобы  направить усилия на совместную борьбу в той сфере, - подчеркнул эксперт.

В свою очередь политолог Денис Бердаков предложил искать механизмы противодействия экстремизму, терроризму и радикализации населения в решении социально-экономических вопросов.   

 

- На площадках ШОС и ОДКБ постоянно обсуждаются угрозы экстремизма и терроризма, а также методов противостояния им. Но, прежде всего нужно бороться с социальными причинами этих явлений. Пока жителям Баткена или Джалал-Абада будет нечего есть, пока они получают кредиты на сельское хозяйство от Хизбут-Тахрира – не стоит и  говорить об эффективности предпринимаемых усилий и каких-то положительных результатах. Нужно реальное развитие регионов, чтобы государство создавало новые рабочие места, выдавало дешевые кредиты, выстраивало инфраструктуру – воду, электричество и т.д. Если мы направим усилия на такие проекты, пусть даже за счет   небольших кредитов по 100-200 миллионов долларов от Индии, Китая и России, то мы сможем не только укрепить авторитет светского государства, но и реально закрыть одну из проблемных зон, - уверен Денис Бердаков.

В рамках круглого стола также обсуждались перспективы экономического сотрудничества государств ШОС.  Как было отмечено, в целях построения новой архитектуры развития региональной интеграции и всей мировой экономики необходимо направлять усилия на углубление взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой,  сельскохозяйственной  и других сферах.

По мнению профессора КЭУ Бактыгуль Токсобаевой, председательствование в ШОС – это хорошая возможность для  Кыргызстана урегулировать некоторые спорные моменты.

 

-  Это неплохой шанс решить наши проблемы и продвинуть национальные интересы, в том числе, улучшить положение отечественных производителей и защитить внутренний рынок, - отметила она.

Заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев в свою очередь предложил создать в Бишкеке по примеру Астаны финансовые центры. По его словам, председатель КНР Си Цзиньпинь анонсировал, что проекты на такого рода будет выделено порядка 30 триллионов долларов. При этом эксперт подчеркнул, что республика должна по максимуму использовать свой статус в этом году.

 

- Кыргызстану нужно воспользоваться статусом председателя в Шанхайской Организации Сотрудничества, учитывая, что  следующее председательствование будет, как минимум, через 9 лет. По сути, наша страна была одним из соучредителей «шанхайской пятерки» в 1996 году, которая в 2018 году стала уже «шанхайской восьмеркой», где четыре участника являются ядерными державами. Конечно, надо понимать, что ШОС развивается по плану, и спонтанности здесь быть не может. Однако это не лишает нас возможности вносить больше конструктивных предложений во всех сферах сотрудничества в рамках Организации, - считает Кайрат Осмоналиев.

Вместе с тем он подчеркнул, что большие возможности накладывают и большую ответственность, в том числе за организацию и проведение ряда крупных совещаний, которые пройдут в Бишкеке в рамках председательствования КР в ШОС.

С идеей привлечения в страну крупных денежных потоков через создание финансовых центров выступил и независимый эксперт Эдил Осмонбетов, который предложил открыть в Бишкеке банк ШОС.  

 

- Этот вопрос должен быть решен, поскольку для развития Организации кроме проведения встреч на высшем уровне, необходимо выстраивать реальное сотрудничество на горизонтальном уровне. И Банк развития ШОС может стать ключевым элементом в данном направлении, потому что появится возможность реализовывать крупные инвестиционные проекты в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Кроме того я предлагаю инициировать обсуждение вопроса о размещении в Кыргызстане антитеррористического центра ШОС, - высказался эксперт.

Он также обратил внимание на то, что в Центральной Азии складывается уникальная ситуация. В 2018-2019 годах КР будет председательствовать в Совете глав государств ШОС, Узбекистан станет генеральным секретарем Шанхайской Организации Сотрудничества, а Казахстан возглавляет Совет безопасности «шанхайской восьмерки». Т.е. в ближайший год руководить объединением будут три центрально-азиатские республики.

В заключение своего выступления Эдил Осмонбетов напомнил, что сегодня присоединиться к ШОС намерены более 20-ти государств, в связи с чем эксперт видит многообещающие перспективы развития Шанхайской Организации Сотрудничества.

Напомним, председательствование в ШОС на 2018-2019 год перешло к Кыргызстану от Китая, согласно алфавитному порядку. Лидер КНР Си Цзиньпин передал эстафету президенту КР Сооронбаю Жээнбекову в рамках очередного Саммита глав государств Организации, прошедшего 9-10 июня этого года в Циндао. 

Глава Кыргызстана заявил, что в роли председателя ШОС республика продолжит укреплять «шанхайский дух» взаимного доверия и понимания, конструктивного и плодотворного сотрудничества, отношений дружбы и добрососедства между народами.

 Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»