Планы по реформированию энергетического сектора Кыргызстана

Правительство Кыргызстана совместно с аналитическим агентством «BizExpert» (г.Бишкек, КР) разрабатывают программу для решения имеющихся проблем в энергетическом секторе страны.

Справка: суммарная установленная мощность электростанций Кыргызстана составляет 3746 МВт, в том числе 716 МВт тепловых электростанций и 3030 МВт гидроэлектростанций. Электрическая сеть энергосистемы включает линии электропередачи напряжением 0,4 - 500 кВ общей протяженностью более 86 тыс. км.

Проведя ряд исследований аналитики агентства «BizExpert» представили на рассмотрение официальных властей три модели развития энергетической отрасли и спрогнозировали последствия для Кыргызстана, в случае принятия каждого из вариантов.

Первая модель - предусматривает сохранение действующего законодательства, бизнес-процессов и взаимоотношения распределительных компаний с потребителями.

Последствия: неэффективное управление вырабатываемыми мощностями приведет к энергетическому кризису (особенно в г.Бишкек), дефициту энергоресурсов, снижению уровня деловой активности среднего и малого бизнеса, сокращению производственных мощностей, оттоку иностранных инвестиций.

Вторая модель - заключается в разработке и внедрении концепции, позволяющей на технологическом и административном уровне решать задачи, связанные с эффективностью управления сетями и системами, интеграцией телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры, энергосбережением, доставкой и реализацией ресурсов конечному потребителю.

Последствия: общедоступная карта энергоресурсов и автоматизация управления исключат человеческий фактор при принятии решений и оптимизируют процесс управления энергоресурсами. Кроме того, автоматизированная система позволит потребителям самостоятельно оценивать наличие мощностей и планировать свою хозяйственную деятельность.

Третья модель - предполагает дерегулирование управления энергетическими мощностями страны путем приватизации государственных распределительных компаний.

Последствия: при выборе данной модели будут решены проблемы, связанные с получением технической документации и проявлениями коррупции. Однако непрозрачность распределения электроэнергии сохранится, поскольку объекты энергетики станут частной собственностью.

На основании вышеизложенного и с учетом реализационных рисков, аналитики агентства «BizExpert» рекомендуют рассмотреть вторую модель регулирования. Первая модель породила существующую проблему и не сумела ее решить до настоящего времени, что свидетельствует о ее несостоятельности для выбора как метода регулирования.

Третья модель в условиях социально-экономической и политической обстановки в стране не может быть применена, поскольку руководство страны не готово рассматривать данную модель как выход из сложившегося кризиса.

Наряду с этим, по мнению аналитиков «BizExpert», проблема дефицита генерирующих мощностей и замораживания строительных объектов требует скорейшего решения и государственного содействия. При этом автоматизация управления и публичная демонстрация имеющегося потенциала дадут возможность в сжатые сроки вывести строительный сектор из затянувшегося кризиса и вернуть доверие инвесторов.