• Мы в соц сетях:

Бахтиер Эргашев: Кыргызстан превращается в пространство бесконечных политических экспериментов, которые не дают развиваться экономике

О том, как соседи воспринимают нынешнюю ситуацию в Кыргызстане, и как происходящие в республике события отражаются на региональных процессах ЦА в интервью «Пикиру» рассказал директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Ташкент) Бахтиер Эргашев.

Как со стороны видится ситуация в КР? Что, по вашему мнению, произошло и происходит до сих пор в Кыргызстане? 

- На мой взгляд, как эксперта, руководителя независимого негосударственного экспертного центра, в Кыргызстане сейчас сложная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация.

К сожалению, в Кыргызстане произошел уже третий за последние 15 лет государственный переворот, и у этого события, конечно, есть свои причины и свои последствия, которые, в большей степени, отрицательного характера.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что происходящее в соседней республике я не называю революцией, потому что революция – это гораздо более глубинные, коренные изменения, касающиеся всей политической, экономической, социальной и общественной систем. Исходя из этого понятия, следует констатировать, что происходящее в Кыргызстане - это не революции. Это верхушечные перевороты, при которых определенная группа/группы политической элиты, которая оказались в ситуации отсутствия возможностей серьезного влияния на принятие политических решений и  в условиях ограничений доступа к контролю над определенными экономическими активами, объединяется с другими внутриэлитными группами, мобилизует своих сторонников, изыскивает финансирование, как внутреннее (чаще всего это средства ОПГ), так и внешнее, и путем проведения массовых уличных протестов «сносит» ту элитную группировку, которая в настоящее время находится у власти.

В результате чего происходит перераспределение власти, передел собственности, перехват контроля над экономическими активами. И  всё это продолжается до следующего переворота, когда уже другая конкурирующая элитная группировка объединяется, мобилизуется и «сносит» своих предшественников. Таковы политические циклы в Кыргызстане за последние полтора десятилетия.

Возвращаясь к октябрьским событиям 2020 года, мы можем констатировать, что к власти пришла очередная группировка элиты, которую поддержали определенные силы внутри страны, т.е. произошел еще один госпереворот, в результате которого легитимный президент был свергнут, премьер-министр тоже подал в отставку, а власть в свои руки взял один из лидеров протестного движения. Он стал и главой правительства, и и.о. главы государства.

Представляется, что наиболее горячая фаза произошедшего конфликта на данном этапе преодолена, но проблема в том, что нельзя быть твердо убежденным, что преодолены негативные последствия этого переворота, и теперь в Кыргызстане начнется новый и спокойный период развития. На самом деле есть много вопросов относительно того, насколько прочным является положение той группировки, которая сейчас пришла к власти. Гораздо более вероятен сценарий, при котором новые, не менее серьезные потрясения принесут намечающиеся в 2021 году президентские и парламентские выборы. Есть серьезные сомнения в том, что оба эти процесса пройдут гладко. Велика вероятность, что результаты обоих предстоящих выборов могут быть оспорены другими группировками, что может привести к дальнейшей эскалации. Что не является хорошим сценарием ни для самого Кыргызстан, ни для его соседей. 

Кроме того, со стороны видится, что Кыргызстан превращается в пространство бесконечных политических реформ и экспериментов. После апрельского переворота 2010 года было принято решение перейти от президентской к парламентской форме правления. Была изменена Конституция, сформирована парламентско-президентская система с усилившейся ролью Жогорку Кенеша. Казалось, что это панацея от всех бед. Но как мы видим, и эта система не смогла удовлетворить ни общество, ни элиты.

В итоге, сейчас начались разговоры о том, чтобы в очередной раз,  изменить Конституцию и снова вернуться к президентской или президентско-парламентской республике, потому что тот формат парламентаризма, который был создан по итогам апрельского переворота 2010 года оказался не очень эффективен в условиях современного Кыргызстана. Т.е. страна опять вступает в период политических экспериментов с формами правления и игр с переписыванием Основного Закона.

Насколько сейчас это нужно стране, большой вопрос, потому что есть гораздо более важные проблемы, которые должны решаться – это вопросы обеспечения экономического роста особенно в условиях коронакризиса, который сильно ударил по всем странам, а по Кыргызстану особенно. Согласно прогнозам, которые дают международные финансовые структуры и ВБ, и МВФ, из пяти стран Центральной Азии КР ждет набольшее падение ВВП. Поэтому вопрос, насколько логично в этих условиях начинать эти очередные игры в поиск «новых» демократических форм правления, и затевать над страной, над народом, над экономикой очередные эксперименты, остается открытым.

К каким последствиям, по вашему мнению, приведут Кыргызстан происходящие в республике события? 

- Прежде всего, они приведут к негативным экономическим последствиям, в том числе за счет ущерба, нанесенного инвестиционному имиджу страны.

В наше время, когда новости расходятся мгновенно, ни для кого не была секретом, например, судьба предприятия, которое было построено на средства зарубежного инвестора на золоторудном месторождении «Джеруй». Все видели, что там происходило, все видели подробности этих эксцессов с захватами и поджогами техники и т.д. Были и другие проблемы. Недавно прошла информация о том, что бизнес-ассоциации КР объявили, что в результате нынешнего переворота были заморожены проекты на сумму более, чем 200 миллионов долларов. Это только прямой экономический ущерб, а косвенный и того больше.

В качестве примера могу привести ряд конкретных проектов. В феврале 2020 года нашему Центру исследовательских инициатив «Ma'no» две довольно успешные узбекские компании заказали два маркетинговых исследования по Кыргызстану, чтобы на основе этих исследований они приняли решение о начале двух совместных проектов (в текстильной отрасли и в сфере переработки и упаковки сельхозпродукции) в Южном Кыргызстане. В апреле мы представили заказчикам результаты исследования, где был приведен анализ законодательно-нормативной базы, инвестиционного климата, политических рисков и т.д. Главным выводом было, что в КР существуют довольно значимые политические риски, и поэтому мы не советовали заказчикам начинать деятельность по созданию совместных предприятий на территории соседней республики до проведения парламентских выборов осенью 2020. Несмотря на карантин, в течение полугода руководители этих компаний довольно активно вели переговоры с кыргызстанскими партнерами, намереваясь уже осенью, несмотря на карантинные ограничения начать реализацию своих проектов. Но….. теперь после всех послевыборных событий в Кыргызстане, когда мои прогнозы сбылись, они благодарны мне за мой анализ и мой совет не торопиться с инвестициями.

В середине этого лета, в период карантина, к нам обратилась еще одна узбекская компания, которая занимается добычей и переработкой строительных материалов (гранит, мрамор, ракушечник) - у нее уже был готовый проект и бизнес-план по созданию СП в Кыргызстане.  Но они заказали моему Центру проведение дополнительного исследования с анализом политических рисков по реализации данного инвестпроекта. И мой Центр подготовил аналитический материал, где мы дали тот же совет – дождаться результатов парламентских выборов в КР. И теперь они тоже рады, что послушали мой совет и  не стали спешить.

К чему я это говорю? К тому, что Центр «Ma'no» – это только один из исследовательских центров, которые изучают ситуацию в Кыргызстане, и готовят исследования и прогнозы по инвестиционным проектам. И только наш кейс с этими тремя компаниями показывает, что вследствие нестабильной общественно-политической ситуации КР, как результата переворота, в страну не пришло инвестиций как минимум на два с половиной миллиона долларов. А ведь это новые и устойчивые рабочие места, это налоги и т.д. Теперь эти компании в ближайшие 5-10 лет вряд ли решаться зайти и работать в вашей стране. Это только три узбекские компании, которые я знаю, потому что они работали с моим Центром, а сколько их вообще было? Десятки, а может и сотни. Сколько компаний не пришло и не придут в КР в результате переворота?

Какие опасения вызывают у соседей события, происходящие в Кыргызстане? 

- Что касается влияния происходящих в Кыргызстане событий на внешнеполитическую ситуацию, то здесь нужно исходить из того, что у стран региона выработался, так скажем, определенный иммунитет к переворотам в соседней республике. За последние 15 лет они уже привыкли к этим переворотам. Выработан определенный алгоритм, когда страны соседи сразу закрывают границы, перекрываются значительная часть сообщений между странами, с целью недопущения эскалации и переноса событий на территории соседних государств. Потому что есть опасения, исходя из событий июня 2010 года, что внутриэлитные конфликты в Кыргызстане могут перерасти в межнациональные столкновения, которые в итоге могут перейти границы соседних стран. Напомню, что во время событий июня 2010 года, почти сто тысяч беженцев с юга Кыргызстана хлынули в Узбекистан. Только оперативные действия узбекских властей, когда они в течение нескольких дней развернули свыше ста различных лагерей для приема беженцев, позволили избежать гуманитарной катастрофы. Поэтому всеми странами региона осознается эта опасность.

Какое влияние октябрьские события в КР могут и будут иметь на ситуацию в Центральной Азии в целом?

- Несомненно, у этого события есть ряд серьезных отрицательных последствий.

Первое. После смерти Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, когда к власти пришел новый президент Шавкат Мирзиёев, в Центральноазиатском регионе начался новый этап регионального сотрудничества и партнерства с активным поиском новых форматов и механизмов взаимодействия, углубления доверия между странами. Что же  мы сейчас имеем, после переворота?

Сорвана регулярность с большим трудом налаженного формата, который называется Консультативный совет глав государств Центральной Азии, Планировалось, что главы государств региона будут  встречаться ежегодно. Первое заседание Консультативной встречи глав государств региона прошло в марте 2018 года. В 2019 году, в ноябре, в Ташкенте удалось провести вторую Консультативную встречу, где было принято решение, что третья Консультативная встреча президентов стран ЦА пройдет в 2020 году в Бишкеке. В силу коронавирусных ограничений заседание несколько раз переносилось, а после парламентских выборов и последовавшего затем переворота в КР, третья Консультативная встреча и вовсе была отложена на 2021 год. Т.е. из-за переворота сломалась регулярность этих встреч. Это тем более неприятно, учитывая то, что на третьей Консультативной встрече президенты должны были согласовать и утвердить подготовленный правительствами пяти стран перечень Дорожных карт, в которых указаны конкретные мероприятия и проекты, по тем направлениям, по которым есть взаимная заинтересованность и согласие всех пяти стран ЦАР.

Еще один негативный результат произошедшего переворота в КР, касается вопросов делимитации государственных границ между Кыргызстаном и Узбекистаном. Напомню, переговоры между нашими странами по этим вопросам активизировались с 2017 года. Президенты Жээнбеков и Мирзиёев нашли возможность выработать консенсус в этом направлении.  За это время стороны сделали ряд серьезных шагов, и даже были готовы пойти на взаимный обмен территориями, шла работа по согласованию оставшихся десяти процентов спорных неурегулированных участков границы. Т.е. пусть с остановками и откатами, но этот процесс шёл. Теперь же он будет заморожен, потому что после переворота Кыргызстан остался без президента (и.о. главы государства не может решать такие вопросы), перспективы предстоящих президентских выборов туманны. И даже если избирательная кампания и выборы пройдут без эксцессов, понадобится время на формирование новых органов власти. Т.е. процесс делимитации и согласования границ опять затормаживается на неопределенный срок, и это очень плохо.

Плохо и то, что будет приостановлен процесс реализации стратегически важного проекта по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», который был инициирован в 1996 году, но все эти года, откровенно буксовал, в силу не всегда понятной позиции руководства Кыргызстана. Но начиная с 2017 года, по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева данный проект был разморожен и в этом направлении началась активная работа.

Проводились постоянные консультации, появились первые договоренности по вопросам, вызывавшим наибольшие споры, дело сдвинулось, и даже Россия выразила готовность участвовать в этом проекте и внести свою долю в подготовку ТЭО и само строительство. Было достигнуто принципиальное соглашение по таким спорным вопросам как размер железнодорожный колеи, выходили уже на решение вопросов по механизмам финансирования и долевому участию стран - участниц. Нерешенным оставался практически только один вопрос – по маршруту данного железнодорожного коридора, но стороны были близки к консенсусу и по этому вопросу. Однако, очередной переворот в КР затормозил проект, потому что сейчас нужно многое начинать сначала. И неизвестно, какова будет позиция новых властей, примут ли они результаты, которые были достигнуты предыдущей администрацией или они от них откажутся, и тогда нужно будет заново все обговаривать, заново по ним вести бесконечные переговоры? Т.е. этот важный и нужный для всех стран проект опять замораживается, и кто от этого выиграл? Никто. Все проиграли.

Так что отрицательных последствий у этих событий очень много, их можно перечислять очень долго. Все мнимые достижения этого переворота, который почему-то называют революцией, оказываются фикцией – в выигрыше оказалась небольшая внутриэлитная группировка, тогда как Кыргызстан, его общество, его экономика многое потеряли. Потеряли и соседние страны, потому что в результате событий, произошедших в октябре в КР, снижена динамика внутрирегионального сотрудничества. И это очень плохо.

Все страны Центральной Азии, и не только, заинтересованы в том, чтобы этот бесконечный круг переворотов в Кыргызстане был закончен, чтобы наступила политическая стабильность и были созданы условия для экономического роста, был сформирован новый инвестиционный климат, и инвестиционный имидж республики изменился в лучшую сторону. Когда у соседа горит дом, всегда есть опасность, что может загореться и твой дом. Поэтому я очень надеюсь, что Кыргызстан наконец-то исчерпал весь отведенный ему лимит на перевороты, и теперь в стране начнется спокойная, стабильная жизнь, что создаст условия для развития экономики.