Марат Аманкулов: углублению кыргызско-российских отношений способствовало вступление КР в ЕАЭС

В последние годы отмечается реальное продвижение сотрудничества в сфере экономики между Кыргызстаном и Россией. Об этом в рамках круглого стола: «Кыргызстан – Россия: реалии и перспективы стратегического сотрудничества» рассказал депутат Жогорку Кенеша КР Марат Аманкулов.

По словам парламентария, во многом углублению кыргызско-российских отношений способствовало вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз, благодаря чему начались процессы интеграции во многих сферах.

- Были устранены таможенные, а затем и фитосанитарные посты на границе Кыргызстана и Казахстана, что существенно упростило передвижение товаров между нашими странами. Есть подвижки и в транспортной сфере. Принят единый унифицированный тариф ЕЭАС по железнодорожным перевозкам, что позволило в 3 раза снизить действовавший транзитный тариф, который кыргызские субъекты оплачивали при перевозках грузов через Казахстан. Продвигаются соглашения для формирования единых рынков природного газа, нефтепродуктов и электроэнергии в рамках ЕАЭС, - напомнил Марат Аманкулов.

Между тем, несмотря на положительную динамику интеграции Кыргызстана в ЕАЭС, некоторые проблемы остаются открытыми. Например, с устранением таможенного контроля в республику хлынул значительный объем товаров из стран ЕАЭС, который республика пока не может эффективно учитывать и вести его администрирование, в результате чего возникла неравноправная конкурентная среда, и кыргызские товаропроизводители оказались в сложном положении.  

- Отдельно следует отметить, что пока не решена проблема оснащения технического оборудования в соответствии с требованиями союза, контрольно-пропускных пунктов в Кыргызстане, которым был придан статус внешних границ ЕАЭС, - подчеркнул депутат.

В своем выступлении он также отметил важность предприятия «Газпром-Кыргызстан», которое позволило решить целый ряд ранее накопившихся проблем, прежде всего, касающихся долгов компании «Кыргызгаз», на базе которой был создан новый газовый оператор. Кроме того, это позволило  приступить к расширению сбытовой сети природного газа и обновлению магистральных газопроводов в республике.

 - Наши потребители стали чувствовать себя намного увереннее в части газоснабжения, так как «Газпром» – это вертикально-интегрированная компания, имеющая необходимый промышленный потенциал, и способная на равных вести переговоры с другими крупными поставщиками газа. Это подтвердили события начала 2015 года, когда после 9-ти месячного перерыва было восстановлено газоснабжение юга Кыргызстана, - отметил Марат Аманкулов.

Он также рассказал о том, что с начала текущего года начались переговоры между железнодорожными компаниями КР и РФ. По словам депутата, основная проблема большинства государственных предприятий республики, в том числе и компании «Кыргыз Темир Жолу», в их не самодостаточности. Как правило, причины такой ситуации кроются в том, что после распада СССР многие производственные и научные подразделения данных компаний оказались за пределами Кыргызстана.  

- Ситуацию усугубило и то, что после 1991 года ряд стран СНГ выбрали один тип хозяйствования – создания на базе естественных монополий открытых акционерных обществ, которые ежегодно публикуют свои финансовые отчеты и аудиторские заключения к ним, сделав эти госкомпании открытыми. В то время, как в нашей республике, в ряде сфер эти естественные монополии были трансформированы в ГП (госпредприятия), которые закрыли от общества свои финансовые потоки и отчеты. Результаты такого закрытия мы пожинаем до сих пор, - отметил парламентарий.

Последствиями такой недальновидности стало то, что с момента обретения независимости в республике не было построено ни одного нового километра железных дорог.

- Кыргызстан продолжает оставаться республикой с отсутствующей внутренней железнодорожной сетью, а по относительным показателям эффективности, наши естественные монополистические компании, как правило, также находятся в конце списков в сравнении с аналогичными компаниями в соседних республиках. В этом плане начавшиеся переговоры между ОАО «Российские Железные Дороги» и ГП «Кыргыз Темир Жолу», в случае их успеха, способны запустить процесс обновления стратегии наших железных дорог, и с ними всей экономики республики, - уверен Марат Аманкулов.

Подводя итог своего выступления, депутат еще раз отметил усиление связей между Кыргызстаном и Россией.

- Эту тенденцию следует закрепить, в том числе продолжением реализации проектов российско-кыргызского фонда развития, который вносит свой значимый вклад в повышение степени интеграции между странами, кредитуя реальный сектор экономики. Очень хотелось бы рассчитывать на его дальнейшее расширение и увеличение доли финансирования данным фондом инфраструктурных отраслей в республике и содействия интеграционным проектам в рамках ЕАЭС, - добавил Марат Аманкулов.

Круглый стол: «Кыргызстан – Россия: реалии и перспективы стратегического сотрудничества», организованный Клубом региональных экспертов КР «Пикир», был посвящен обсуждению актуальных вопросов развития кыргызско-российского сотрудничества в контексте предстоящего государственного визита в Кыргызстан президента России Владимира Путина, который начнется 28 марта 2019 года.

Наталья Крек