Два года спустя: президент без оппозиции. Что бы это значило?

В октябре 2017 года кыргызстанцы избрали своего пятого президента – им стал кандидат от партии власти Сооронбай Жээнбеков, получивший около 55-ти процентов голосов избирателей. Какими достижениями ознаменовался этот период правления действующего главы государства, рассказали эксперты.

По их мнению, Сооронбаю Жээнбекову выпала сложная миссия. Во-первых, в наследство от предшественника ему досталась не самая простая ситуация, как в социально-экономической сфере, так и в плане внутренней и внешней политики. Во-вторых, решать эти проблемы ему пришлось параллельно «обкатывая» новые конституционные нормы, изрядно ограничившие полномочия президента.

Несмотря на эти обстоятельства президенту удалось сохранить приоритеты как в международных отношениях, так во внутренней политике. Что же касается его противостояния с бывшим президентом, которое было инициировано Алмазбеком Атамбаевым, и закончилось предъявлением обвинений по ряду уголовных дел и арестом экс-главы государства, то эту ситуацию эксперты рассматривают, как борьбу действующей власти с коррупцией.

- Я бы отметил беспрецедентные посадки – «сидит» не только бывший глава государства, но и два экс-премьер-министра, ряд министров, мэр столицы. Сооронбай Жээнбеков сломал порочную традицию, когда давали сбегать экс-президентам. При этом он понимает, что заложил прецедент, благодаря которому и он сам может оказаться в такой же опасной ситуации через пару лет. Поэтому ему было бы лучше пойти ва-банк в борьбе с коррупцией, и действовать еще решительней, - подчеркнул эксперт по вопросам геополитики Марс Сариев.

По мнению политолога Игоря Шестакова, президент действует достаточно системно, но хотелось бы чтобы борьба с коррупцией велась еще более широким фронтом.

- В феврале 2018 года на заседании Совбеза прозвучали первые системные заявления Соронбая Жээнбекова по борьбе с коррупцией, от которых за два года он не отступился. Мы видим, как заводятся резонансные уголовные дела даже на высокопоставленных чиновников. Можно сказать, что он начал реальную борьбу с коррупцией, не оглядываясь на партийную принадлежность и высоту должностей, - отметил эксперт.

В свою очередь эксперт по вопросам государственного управления Шерадил Бактыгулов в интервью «Регион.kg» подчеркнул, что в сфере борьбы с коррупцией у действующего президента достаточно сложная ситуация.

- На тот момент, когда Сооронбай Жээнбеков был избран президентом, в стране были сформированы сословия «неприкасаемых», которые были уверены, что именно они являются вершителями судеб граждан Кыргызстана. После марта 2005 года и после апреля 2010 года эти люди решили, что пришло их время, у них была какая-то эйфория, на волне которой они не занимались преодолением тех негативных общественно-политических и социально-экономических процессов, которые были запущены в 1990-х годах и продлились до 2003-2004 годов. Собственно, первым, кто не на словах, та на деле предпринял попытку со всем этим как-то разобраться, стал нынешний президент. Единственная проблема заключается в том, что глава государства и его команда пока не знают, как решить все эти проблемы, учитывая все наши правовые новшества, - уверен Шерадил Бактыгулов.

Остаются недорешенными, по словам эксперта, и проблемы в кадровых вопросах. Несмотря на то, что сегодня эта сфера практически не зависит от президента, пробелы в назначениях приписывают именно ему.

- Кадровая чехарда – это проблемная зона, но это уже не столько проблема президента, сколько тех лиц, которым в рамках Конституции от 2016 года были делегированы полномочия по кадровым назначениям. Сейчас мы видим, что люди с этими полномочиями на справляются, а шишки по-прежнему летят на президента. Мы забываем, что сейчас и премьер-министра, и правительство назначает парламент, т.е. ответственность за ситуацию с кадрами по сути лежит на Жогоку Кенеше, - подчеркнул собеседник «Регион.kg».

Он пояснил, что тот же премьер является креатурой той или иной парламентской фракции, т.е. он зависит той партии, по чьей квоте он был выдвинут.

- Глава правительства, по сути, находится под давлением, соблюдая интересы партии, благодаря которой он занял свой пост. Вертикаль исполнительной власти – назначения губернаторов, акимов, замов министров и т.д. – выстраивается также по партийным спискам, которые составляются еще до выборов. А в них, как известно, люди попадают не бесплатно, поэтому естественно, что потом они требуют для себя должности. Такая вот новая система кадровых назначений у нас работает, и как показала практика, нам нужно от нее избавляться, - уверен эксперт.

Он также отметил, что сейчас многие обвиняют президента в том, что он, якобы, пытается вернуться к семейно-клановому режиму, назначая родню на ключевые должности.

- Некоторые говорят, что Сооронбай Жээнбеков повсюду расставляет своих родственников. На что президент не раз говорил, что если кому-то известны такие случаи, пусть обратятся лично к нему, и он обязательно разберется с этим. Но почему-то никто не может привести конкретных примеров – кого из членов семьи, и на какую должность он назначил. Из этого следует вывод, что эта тема педалируется для того, чтобы раскачать недовольство населения, - отметил Шерадил Бактыгулов.

Говоря о главных достижениях нынешнего президента, эксперт указал на внешнеполитическую сферу. По его словам, взвешенная позиция Сооронбая Жээнбекова позволила исправить ошибки и наладить испортившиеся за последние годы отношения со многими странами.

- Ни для кого не секрет, что с 2015 года во внешней политике Кыргызстана было допущено много промахов, которые привели к охлаждению отношений с соседями, ближними и дальними партнерами. Все мы помним, чем обернулось для нас охлаждение отношений с Казахстаном. С Азербайджаном также произошла очень странная ситуация, в результате чего были приостановлены программы помощи в рамках достигнутых ранее двусторонних договоренностей. Тот же саммит тюркоязычных стран два года подряд не проводился исключительно по вине Бишкека, из-за возникшего недопонимания с Турцией, - напомнил собеседник «Регион.kg».

По его словам, проведение саммита возобновилось только в 2018 году уже при президенте Жээнбекове. Кроме того, при нем был поднят и уровень партнерства с КНР, которое стало всесторонним. Можно говорить и об улучшении отношений с Россией, у нас появились дополнительные преференции в РФ, которых ранее не было.

- В целом, характеризуя Сооронбая Жээнбекова, можно сказать, что он работяга. Он не занимается самопиаром и популизмом, т.е. не действует с позиции, после меня хоть трава не расти. Он осознает последствия всех принимаемых им решений, - уверен Шерадил Бактыгулов.

Говоря о общественно-политической ситуации в Кыргызстане, эксперт подчеркнул, что за два года против главы государства так и не была сформирована оппозиция. На вопрос, почему президент остался без оппозиции, он ответил, что это говорит о том, что президент не включался во внутриполитические дрязги.

- Сооронбай Жээнбеков действует исключительно в рамках полномочий, отведенных ему Конституцией – представлять единство разных ветвей власти, народа и политических сил. Если он стал бы на сторону той или иной политической силы, то против него незамедлительно сформировалась бы оппозиция, - добавил эксперт.

В заключение он подчеркнул, что несмотря на то, что нынешнему президенту выпала не простая миссия – осуществить переход к более сложной системе государственного управления, он занимает взвешенную позицию, что позволяет ему справляться с поставленными задачами.

Наталья Лобанова