«Опасный» туризм: как спастись туристам в Кыргызстане?

Проблемы в сфере туризма, и прежде всего, в секторе экстремального туризма, в Кыргызстане с каждым годом приобретают все большие масштабы. По данным Министерства чрезвычайных ситуаций КР, за последние десять лет в горах республики погибли 27 человек.

Согласно официальной статистике, озвученной спасателями, которые привлекались к операциям, в прошлом году, погибло пятеро альпинистов. В одном случае турист сорвался с обрыва, в остальных причиной гибели стали сход снежных лавин и камнепады.

Так, наибольший резонанс вызвала трагедия и последовавшие за ней поиски россиянки Натальи Чионовой и гражданина Кыргызстана Семена Дворниченко, которых накрыло лавиной в августе прошлого года, когда они спускались с вершины в сложных погодных условиях. Тело девушки было обнаружено спустя неделю, тело мужчины так и не удалось найти.

Кыргызстан – горная страна, поэтому большинство туристических маршрутов проходят именно по высокогорным тропам, соответственно, и особой популярностью среди туристов пользуются такие направления, как трекинг и альпинизм.

При этом очевидно, что Кыргызстан должен обеспечивать безопасность туристов. Однако, каждый спасательный полет туристам обходится минимум в три-четыре тысячи долларов, но даже несмотря на это, проблема со спасательным авиатранспортом по-прежнему остается острой.

- Пока мы как-то выходим из положения, но есть серьезная опасность, что чья-то жизнь оборвется именно из-за отсутствия спасательного вертолета. И это станет катастрофой для нашего туристического сектора. Так как рейтинг нашей страны на мировых площадках резко упадет, - отметил в беседе с «Регион.kg» президент Общественного фонда «Спасение в горах» Владимир Комиссаров.

По его словам, ежегодно в Кыргызстане проводятся 20-30 операций по поиску пропавших туристов, из них 3-4 – это, к сожалению, поиски тел. Каждая десятая из спасательных операций требует наличия вертолета. Конечно, случается и так, что причиной вызова спасателей на место происшествия становится просто паника туристов, когда человека, получившего легкую травму, небольшой порез или попавшего в непогоду, одолевает страх.

- Прошлой осенью один иностранный турист пошел в Ак-Суу. Но в момент его путешествия изменилась погода. Он поставил палатку и приготовился пересидеть ненастье. Поднялся сильный ветер, пошел снег, он испугался и нажал тревожную кнопку. Он был здоров и невредим, но у него случилась паника. И таких примеров множество. Плюс ко всему большинство «вольных» туристов часто считают, что заблудились, либо потеряли ориентацию на местности, и поэтому они тоже вызывают спасателей, - рассказывает Владимир Комиссаров.

Как отметил спасатель, гораздо больше проблем с иностранными альпинистами, потому что они более «нежные» и чаще реагируют даже на самые мелкие травмы, которые порой не замечают их коллеги с постсоветского пространства. Поэтому, и за помощью спасателей они обращаются чаще, чем местные, россияне или казахстанцы, среди которых крайне редко встречаются альпинисты-одиночки. Как правило, они идут группой и все проблемы решают командным путем. А причиной их гибели во многих случаях становятся камнепады и снежные лавины, которые затягивают спортсменов в трещины, сводя шансы к их спасению к минимуму.

- Конечно, существует определенный порядок, когда альпинистов возят туристические компании. Они несут ответственность за своих клиентов. Но самое страшное – бесконтрольность. К примеру, поехал иностранец куда-то на велосипеде или пошел рыбу ловить, и пропал. В таких случаях, когда турист пошел туда, не знаю куда, на его поиски уходит очень много времени, сил и средств. А шансы найти его живым, как ни печально, минимальны, - добавил президент ОФ «Спасение в горах».

Немало трудностей и на отечественных горнолыжных базах из-за отсутствия нормативной базы по их строительству, а также оснащению и эксплуатации техники, которая не соответствует никаким стандартам.

- В большинстве случаев это – старье, которое на Западе отработало свой срок, а наши предприниматели даром забрали его сюда. То есть, там бесплатно избавляются от хлама, а мы его приобретаем и используем. Но подавляющая часть машин и техники не выдерживают никакой критики. В итоге есть вероятность повторения такой же трагедии, как в Грузии, когда подъемники сорвались и начали крушить все вокруг, включая людей. А на наших «горнолыжках» сейчас работает именно такое оборудование. При этом, отсутствие спасательной системы в местах отдыха любителей активного зимнего отдыха нередко приводит к ситуациям, когда из-за поломки двигателя или выключения электричества люди в мороз и холод зависают на подъемнике. А если клиент горнолыжной базы травмируется, ему вызывают скорую помощь, которая не всегда может доехать на место из-за гололеда. Поэтому, звонят нам, и мы на своем транспорте отвозим пострадавшего в городскую больницу, - сетует Комиссаров.

Нет на пригородных горнолыжных базах и квалифицированных спасателей и инструкторов. И это приводит к неминуемым травмам и не дает полноценной гарантии безопасности катающимся на лыжах и сноубордах.

- И это при том, что в соответствии с программой развития туризма нормативную базу, регулирующую данную сферу, должны были разработать и внедрить еще осенью прошлого года. Но этого до сих пор не сделали. Более того, последняя программа, предложенная правительством, оказалась еще слабее предыдущих документов по развитию туризма, - подчеркнул Владимир Комиссаров.

В целом же нынешний зимний сезон проходит удачно. Лыжников в Кыргызстан приехало немало, большинство из них это россияне и казахстанцы. Туристов с западных стран больше интересует фрирайт и скитур, а вот . горнолыжные курорты Кыргызстана, несмотря на лояльность цен, их мало интересуют.

Осталось лишь решить острый вопрос с обеспечением туристов необходимыми авиа и транспортными средствами для спасения. Но, к сожалению, он на протяжении почти двадцати лет развития туристического сектора остается открытыми и больше риторическим.

Анастасия Борисова